САТКАРЬЯ-ВАДА

САТКАРЬЯ-ВАДА (санскр. satkāryavāda – учение о предсуществовании следствия [в причине]) – доктрина причинности в индийской философии, противостоящая асаткарья-ваде [АСАТКАРЬЯ-ВАДА](учению о непредсуществовании следствия [в причине]). Саткарья-вада утверждает, что в этом мире ничто не возникает и не исчезает, а только переходит из латентного состояния в проявленное. Разделяется санкхьей [САНКХЬЯ], ведантой [ВЕДАНТАмимансой. В санкхье формулируется следующим образом: «Поскольку то, чего нет, не может возникнуть, поскольку [следствие] нуждается в причине, поскольку все не возникает из всего, поскольку причина производит только то, что соответствует ее потенциалу, и [следствие] имеет природу причины, – следствие предсуществует» («Санкхья-карики» 9). Саткарья-вада в санкхье тесно связана с концепцией Пракрити – внутренне динамичной природы, содержащей в скрытом виде всю структурированную вселенную. Ничего не возникает из ничего (ср. nihilo ex nihil fit). Эволюция Пракрити – это особая внутренняя модификация (паринама), которая постепенно проявляет, материализует заложенные в нее потенции (отсюда другое название саткарья-вады – паринама-вада [ПАРИНАМА-ВАДА]). В мимансе саткарья-вада принимает форму учения о вечном слове Вед (шабда [ШАБДА]),которое манифестируется в эмпирических словах и звуках. Радикальную трактовку саткарья-вады предлагает Шанкара – для него модификация причины в следствие является не более чем иллюзией (см. Виварта-вада [ВИВАРТА-ВАДА]).

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me