ШАБДА

ШАБДА (санскр. śabda – слово, звук) – в индийской мысли широкий спектр явлений: звук, шум, фонема, звук речи, слово, фраза, язык в целом, речь. Практически все названные явления имели свои специфические названия (шум и звук – дхвани [ДХВАНИ],или нада, фонема – варна, слово – пада, фраза – вакья, значимая единица – спхота [СПХОТА],речь – вач). Шабда – звук составляет объект слуха, понимаемый либо как вечная субстанция (миманса [МИМАНСА]),либо как изменчивое качество (вайшешика [ВАЙШЕШИКА]). В последнем случае ее субстратом-носителем выступает акаша (физическое пространство, эфир).

В философии языка шабда имеет два аспекта: слышимые звуки и воспринимаемое слово (прежде чем понять смысл слова, мы распознаем формирующую его последовательность звуков). Согласно определению грамматиста Патанджали, слово – это то, посредством чего при его произнесении появляется представление об объекте. Звуки (дхвани), исчезающие сразу после своего произношения, не могут служить стабильными носителями смысла слова, поэтому необходимо найти элемент, который сможет выполнить данную функцию. Эта логика привела грамматистов к введению понятия спхоты (носителя смысла).

Грамматисты и сторонники мимансы верили в вечность шабды, понимая под последней слово Вед. Однако между ними не было согласия относительно того, что именно в слове вечно. С точки зрения мимансы вечны звуки, или фонемы, смысловые же единицы – слова, фразы и т.п. – вечны только за счет входящих в них фонем. Фонемы в произношении не создаются, а лишь манифестируются, проявляются. Для грамматистов вечны смысловые единицы речи и то, что позволяет это объяснить, есть спхота. Кроме веры в вечность Вед, миманса и грамматисты разделяли постулат о неизменности и врожденности связи между словом и обозначаемым им объектом (артха [АРТХА]). Врожденность связи слова и объекта была для мимансы способом оправдания отсутствия у Вед автора (апаурушея). Если для мимансаков вечное (nitya) – это никем не созданное и существующее как бы вне времени, то для грамматистов – это прежде всего инвариантное, т.е. повторяющееся при разных употреблениях. Соединение грамматической теории вечного слова и идей адвайты дало оригинальную концепцию лингвистического монизма Бхартрихари [БХАРТРИХАРИ](шабда-адвайта [ШАБДА-АДВАЙТА]). В вопросе об эпистемологическом статусе шабды как авторитетного словесного свидетельства мимансаки, считавшие его основной праманой [ПРАМАНА]своей системы, спорили с вайшешиками, сводившими шабду к логическому выводу (анумана [АНУМАНА]). См. также ст. Аптавачана.

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ШАБДА — 1) Звук вообще, т. е. объект органа слуха. 2) Членораздельный звук человеческой речи. Так, в слове "кот" Ш. есть последовательность, "к " — "о " — "т". В любом случае Ш. есть кач-во первостихии акаши. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  2. Шабда — Звук; слово; Веды; Омкара. Йога и веданта. Словарь терминов
  3. шабда — (Санскр.) Слово, или Логос. Теософский словарь
  4. Шабда — Доказательство как одно из самостоятельных источников познания в философии Ньяя. Относится к познанию невоспринимаемых объектов, исходящему от авторитетных лиц Краткий религиозный словарь