САТ-ЧИТ-АНАНДА

САТ-ЧИТ-АНАНДА (санскр. saccidānanda – реальность-сознание-блаженство) – традиционное ведантистское определение высшего Брахмана. С точки зрения адвайта-веданты Шанкары этот Брахман по сути своей лишен каких бы то ни было свойств или атрибутов (ниргуна-брахма), а это значит, что мы имеем дело не с тремя разными характеристиками, но с собственной природой (сва-рупа) Брахмана. В силу несовершенства и ограниченности вербального знания нам приходится употреблять три разных слова, тогда как все они метафорически описывают одну и ту же сущность. По словам Шанкары, «сознание – его собственная вечная природа, подобно тому как свет и жар [составляют собственную природу] огня. Ибо нет здесь разделения на качество и его носителя» (Комментарий на «Брахма-сутры»,II.3.29). В позднейших вишнуитских направлениях веданты, в частности в вишишта-адвайте Рамануджи,тройственное определение обозначает как раз свойства, или модусы проявления, Брахмана, иначе говоря, он рассматривается как реальный и вечно блаженный Бог-творец Ишвара [ИШВАРА],выступающий субъектом познания и действия, наделенный множеством благих качеств. Ведантистская триада сат-чит-ананда может быть соотнесена с неоплатонической триадой οὐσία-νοῦς-ζωή (сущее-дух-жизнь), напр. у Прокла, где каждый из трех элементов объем-лет собою два других.

Н.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me