ПРΑΜΑ-АПРАМА

ПРАМА–АПРАМА (санскр. pramā–apramā, от корня mā – измерять, приставки pra и ā – отрицание) – в индийской философской школе ньяя [НЬЯЯ]общее обозначение достоверного и недостоверного знания. Прама есть результат действия четырех источников (прамана [ПРАМАНА]) – восприятия (пратьякша [ПРАТЬЯКША]), логического вывода (анумана [АНУМАНА]), сравнения (упамана [УПАМАНА]) и словесного свидетельства (шабда [ШАБДА]). Прама выступает как разновидность «презентативного» познания (anubhava), имеющего дело с реально существующим объектом, в отличие от припоминания (смрити [СМРИТИ]), считающегося «репрезентативным» познанием, т.е. познанием не самого объекта, а его мысленного образа. Соотносительные понятия: праматва (pramātva), или праманья (prāmānya), «истинность», «достоверность» – универсальное свойство всех форм достоверного познания, прамея [ПРАМЕЯ] объект достоверного познания, праматри (pramātṛ) – субъект и прамити (pramiti) – результат. Апрама выступает следствием действия недостоверных источников, среди которых философы ньяи называют сомнение (саншая [САНШАЯ]), заблуждение (помимо чисто зрительных оптических иллюзий, логическое заблуждение, а также и своего рода метафизическое заблуждение – приверженность ложным учениям (см. Кхьяти-вада [КХЬЯТИ-ВАДА]) и тарку [ТАРКА](гипотетический аргумент).

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me