ПРАБХАКАРА МИШРА

ПРАБХАКАРА МИШРА (600–700) – индийский учитель ритуала и философ, представитель мимансы [МИМАНСА], создатель школы, противостоявшей преобладавшему в мимансе течению, восходящему к Кумарила Бхатте [КУМАРИЛА БХАТТА].

Учение Прабхакары было распространено гл. обр. на юге Индии, прежде всего в Керале. Вероятно, Прабхакара был современником Кумарилы: несмотря на то что в «Брихаттике», единственном сохранившемся из приписываемых ему комментариев на «Миманса-сутры»и «Миманса-сутра-бхашью», Прабхакара ни разу не называет Кумарилу по имени, он подвергает его учение критике, характеризуя своего оппонента как анупасиситагуру – «того, кто не слушал наставника» и как апаньявадина – «сторонника ложных правил».

Из идей, выдвинутых школой Прабхакары, наибольшую известность приобрели концепция ошибки в восприятии и учение о цели ритуального действия. Ошибку Прабхакара интерпретирует как ложное отношение («принятие веревки за змею») – отождествление воспринятого не с тем объектом, мысль о котором появляется в сознании в результате акта восприятия. Обряд, по мнению Прабхакары, должен совершаться бескорыстно, без расчета на награду. Лишь в этом случае он окажется эффективным (см. Апурва [АПУРВА]). Исследователи неоднократно указывали на сходство этой концепции с учением И.Канта о категорическом императиве. Однако в рамках индийской философии ее скорее можно интерпретировать как один из способов теоретически обосновать синтез брахманизма с местными культами.

Школа Прабхакары расходится со школой Кумарилы в понимании многих важных вопросов: в толковании порядка и деталей жертвоприношений, в представлении о соотношении слова и предложения (по мнению Прабхакары, значение слов определяется контекстом, т.е. является производным от смысла всего предложения). Прабхакара признает меньшее число праман [ПРАМАНА], чем Кумарила, в предлагаемом им перечне источников знания отсутствует отрицание, или «невосприятие», – абхава [АБХАВА]. Абхаву Прабхакара интерпретирует как частный случай пратьякши [ПРАТЬЯКША]: «невосприятие» кувшина есть восприятие места, где он находился прежде.

А.В.Пименов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me