КАТКОВ

КАТКОВ Михаил Никифорович [1(13) февраля 1818, Москва – 20 июля (1 августа) 1887, с. Знаменское Подольского у. Московской губ.] – русский философ, публицист, общественный деятель. Из семьи мелкого чиновника. В 1834–38 учился на словесном отделении Московского университета. В середине 1830-х гг. вошел в кружок Н.В.Станкевича. Увлечение мистицизмом сблизило его с М.А.Бакуниным. Увлекался философией Шеллинга и Гегеля. Сотрудничал в «Московском наблюдателе» (1838–39) и «Отечественных записках» А.Краевского (1839–40). В первых статьях «О русских народных песнях», «Об истории древней русской словесности Максимовича», написанных в патриотическом духе, пытался применить основные принципы философии истории Гегеля. В конце 1840-х гг. уезжает в Берлин, где посещает лекции Шеллинга. По возвращении в Россию в 1843 происходит его разрыв с В.Г.Белинским. В 1845 защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка», до 1850 – адъюнкт на кафедре философии Московского университета, преподавал логику и историю философии, построенную на основных идеях философии откровения Шеллинга. С 1851 – редактор «Московских ведомостей».

Эклектичность, стремление связать идеи Гегеля и позднего Шеллинга характерны для его основного философского сочинения «Очерки древнейшего периода греческой философии» (М., 1853). С 1856 вместе с А.В.Станкевичем, Е.Ф.Коршем, П.Н.Кудрявцевым, П.М.Леонтьевым, а с 1858 самостоятельно издавал журнал «Русский вестник» умеренно либерального направления. В этот период Катков – дворянский либерал, англоман, убежденный сторонник буржуазных реформ: выступал за отмену крепостного права, судебную реформу и свободу печати. В то же время возрастало его враждебное отношение к философскому материализму и революционному демократизму; его оппоненты – Н.Г.Чернышевский, А И.Герцен. Катков полемизирует с журналом «Современник», обвиняя его в нигилизме. В «Русском вестнике» (апрель 1861) поместил статью П.Д.Юркевича «Из науки о человеческом духе», содержавшую резкую критику материализма и в частности работы Чернышевского «Антропологический принцип в философии», что явилось началом философской дискуссии 1860-х гг. В 1863 совместно с П.М.Леонтьевым возглавлял «Московские ведомости». Во время Польского восстания 1863 занял шовинистическую позицию. С этого времени отходит от позиции умеренного либерализма в сторону консерватизма, а с конца 1870-х гг. занимает реакционную позицию. Обвинил в убийстве Александра III марта 1881 демократическую интеллигенцию и поляков. Выступал с резкой критикой либерализма и либеральных реформ.

Сочинения:

1. Собр. статей по польскому вопросу, в. 1–2. М., 1887;

2. Наша учебная реформа. М., 1890;

3. Собр. передовых статей «Московских ведомостей» (1863–87). М., 1897–98.

Литература:

1. Любимов И.А. М.Н.Катков и его историческая заслуга. СПб., 1889;

2. Сементковский Р.И. M.H.Катков. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1892;

3. Зайончковский П.А. Российское самодержавие в кон. 19 столетия: Политическая реакция 80 – нач. 90-х гг. М., 1970;

4. Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н.Катков и его издания). М., 1978.

Архивы:

1. РГАЛИ, ф. 262;

2. ГАРФ, ф. 1718;

3. ОР РГБ, ф. 120.

И.Ф.Худушина

КАТОЛИЦИЗМ (от греч. καθολικός – всеобщий, вселенский) – одно из трех (наряду с православием [ПРАВОСЛАВИЕпротестантизмом [ПРОТЕСТАНТИЗМ]) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления – западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании.

В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский символ веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела ряд новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filioque – «и Сына»), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения [СПАСЕНИЕ], т.к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную способность людей стремиться к высшей цели – Богу. Церковь может возместить эту утрату с помощью т.н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми.

Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, сущность которого составляют единство, святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь мир. Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер.

Католическая церковь представляет собой особый социальный институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т.е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ – папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).

Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная благодать [БЛАГОДАТЬ]. Католицизм, как и православие, признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7–12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15– 16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище – промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950– догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет культ ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.).

Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни. Философию католицизма составляет комплекс разнообразных школ и течений, таких, как неотомизм [НЕОТОМИЗМ],католический спиритуализм, учения Ф.Суареса и Д.Скота, католический экзистенциализм [ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ], персонализм [ПЕРСОНАЛИЗМ],тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм, персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, а т.н. неосхоластические течения – суарезианизм, скотизм [СКОТИЗМ]и неотомизм – к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является томизм [ТОМИЗМ] – учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе «христианизации» аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность – стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII «Aeterni patris» (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии – системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962–65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как «ассимилирующий неотомизм», т.е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ],экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма [НЕОПОЗИТИВИЗМ]и др. Громадное воздействие на становление философии католицизма оказало творчество Аврелия Августина (4–5 вв.). Августинизм, игравший в 5–13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М.Блондель), философия духа (Л.Лавель [ЛАВЕЛЬ], М.Ф.Шакка [ШАККА]),католический экзистенциализм (Г.Марсель [МАРСЕЛЬ]),активизм, персонализм (Э.Мунье [МУНЬЕ], Ж.Лакруа [ЛАКРУА], М.Недонсель [НЕДОНСЕЛЬ]). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; убеждение в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое внимание к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики [ПАТРИСТИКА]с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое обоснование концепции Бога (Бернар Клервоский, Ф.Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания [БОГОПОЗНАНИЕ](П.Абеляр), теория «двойственной истины» (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве дополнения к «сверхразумной теологии» (теологии откровения) разработал естественную теологию.

Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т.н. «новой теологии», которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с другой – с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П.Шооненберг, И.Борос, А.Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей – Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая тенденция нашла свое выражение в появлении т.н. социальных теологий (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения [ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ]и др.); «социальные» теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества противопоставление «земного» и «небесного», а потому осуществляют поиски «сакрального» в различных сферах жизни социума.

Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и процесс этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т.д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы. Подчеркивая сугубо религиозную природу своей миссии, она расширяет свое участие в их решении, о чем свидетельствует создание социальной программы, многочисленных институтов, обществ, комиссий. Современная католическая церковь (свыше 1 млрд верующих) имеет своих приверженцев в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, Литве, странах Латинской Америки. На территории СНГ католики проживают преимущественно в западных областях Украины и Белоруссии. Католические приходы действуют и в России.

Литература:

1. Казанова А. Второй Ватиканский собор. М., 1973;

2. Тейяр de Шарден П. Феномен человека. М., 1987;

3. Биффи Д. Я верую: Краткое изложение католического вероучения. Милан, 1992;

4. Любак А. дe. Католичество: социальные аспекты догмата. Милан, 1992;

5. Мунье Э. Что такое персонализм. М., 1994;

6. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995;

7. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995;

8. Маритен Ж. О человеческом знании. – «ВФ», 1997, № 5, с. 106–117;

9. Blondel M. Le Problème de la philosophie catholique. P., 1932;

10. Küng H. Strukturen der Kirche. Freiburg, 1963;

11. Lavelle L. Science. Esthétique. Métaphysique. P., 1967.

См. также лит. к ст. Августин [АВГУСТИН], Фома Аквинский, Неотомизм.

Ф.Г.Овсиенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Катков — КАТКОВ Михаил Никифорович (1818—1887) — известный журналист и публицист. Р. в Москве, в семье мелкого чиновника. Учился на словесном отделении Московского университета, где увлекался философией... Литературная энциклопедия
  2. КАТКОВ — Михаил Никифорович (1.XI.1818 — 20.VII.1887) — рус. журналист и публицист. Род. в семье мелкого чиновника. Окончил Моск. ун-т (1838), слушал лекции в Берлинском ун-те (1840-41). В 30-е гг. нек-рое время примыкал к кружку Н. В. Станкевича, был близок... Советская историческая энциклопедия
  3. Катков — Михаил Никифорович [1(13).11.1818, Москва, — 20.7(1.8).1887, с. Знаменское, ныне Ленинского района Московской области], русский журналист и публицист. Родился в семье мелкого чиновника. Большая советская энциклопедия
  4. КАТКОВ — Каток — из коток, уменьшительной формы слова «кот», часто встречающейся в фольклоре, особенно в песнях, которые пелись для детей: «Выскочил коток, золотой лобок», «Как на тепленький шесток залез толстенький коток» и т. Словарь русских фамилий
  5. Катков — Михаил Никифорович — известный русский публицист, родился в Москве в 1818 г. от отца, мелкого чиновника, и матери (урожденной Тулаевой) грузинского происхождения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона