БЛАГОДАТЬ

БЛАГОДАТЬ (греч. χάρις, χάρισμα; лат. gratia; первоначальное значение – «благосклонность», «милость», «благой дар») – специфически христианский религиозный, в т.ч. богословский, термин, обозначающий действенное снисхождение Бога к человеку как тварному существу. Благодать есть «благой дар» милосердного Бога и в этом смысле тождественна проявлению Его любви к Своему творению. Первичная благодать – само дарование жизни. После грехопадения, т.е. актуального разрыва с Богом, следствием которого стала подверженность человека тлению и смерти, благодать означает спасающее действие Бога, цель которого – восстановить общение и единство человека со своим Творцом, что равнозначно понятию вечной жизни. В раннехристианском богословии благодатное воздействие Бога часто приписывалось Святому Духу – третьему Лицу Троицы (вплоть до отождествления благодати с Духом Божиим). В различных христианских конфессиях природа благодати понимается по-разному. В протестантизме она связана с представлением о спасительном оправдании грешника через веру во Христа и есть милосердное соучастие Бога в жизни человека, позволяющее последнему соблюдать заповеди Божии. Согласно католической доктрине, благодать – тварная (сотворенная Богом) сущность или энергия, посредством которой Бог воздействует на человека. Православная традиция рассматривает благодать как нетварную энергию, т.е. прямое действие Бога, которую теоретически отличают от Его сущности, всегда остающейся недоступной для человека. Результатом воздействия свободно принимаемой благодати, как синергии Бога и человека, является теозис (обожение), когда достигается актуальное единство Творца и твари, и человек становится «причастником Божеского естества» (2 Пет 1:4) в его нетварных энергиях. Субъективные условия восприятия благодати человеком – это раскаяние в своих грехах и молитвенное обращение к Богу в ожидании его спасительного воздействия (в монашеском опыте – строгая аскетическая дисциплина, сопровождаемая усиленной, в пределе непрестанной, молитвой). Доступ к благодати объективно возможен через церковные таинства, прежде всего Евхаристию (причащение Телу и Крови Христа), в которых божественная энергия «воплощается» в посюстороннем веществе (вода крещения, масло миро- и елеопомазания, хлеб и вино Евхаристии). С церковной точки зрения (вопреки некоторым популярным представлениям) воздействие благодати на человека, будучи свободным действием личного Бога, не имеет магического характера и может быть действенным только в случае ее свободного и осознанного принятия. По своей сути благодать есть «общение в любви» – как между Богом и человеком, так и между людьми перед Лицом Бога. В традиционном представлении о благодати сочетается понимание ее одновременно как деяния и как силы. Свободный акт Бога, в конечном счете всегда направленный на конкретную человеческую личность, воспринимается как ощутимый (даже на телесном уровне – т. наз. «мученическая благодать», т.е. переживание помощи от Бога в экстремальной ситуации, перед лицом смерти «за Христа») поток духовной энергии, сообщающий человеку новые способности, невозможные в обыденном опыте, и нейтрализующий психосоматические импульсы, отождествляемые с грехом [ГРЕХ] (гнев, ненависть, сексуальная распущенность, гордыня и т.д.). Христианские мистики часто описывают пребывание в благодати как род опьянения, как духовный экстаз; другой аспект ее действия – гармонизация душевно-телесной жизни, достижение состояния внутреннего мира, переживание жизненной полноты и всеобъемлющей любви, в т.ч. к природе и даже к «падшим ангелам». С религиозной точки зрения благодать есть способ реального общения с Богом. Ее переживание имеет сверхпсихический (сверхъестественный, но не противоестественный) характер. Эффекты воздействия благодати, описываемые в христианской мистико-аскетической литературе, во многом подобны экстраординарному религиозному опыту других религий и мистических движений (в т.ч. неоплатонической школы). В то же время многие ортодоксально настроенные христиане склонны отрицать саму возможность благодатного присутствия Бога вне пределов Церкви, рассматривая внехристианский духовный опыт как самообман (по-славянски «прелесть»), т.е. как псевдодуховные состояния, сугубо психические переживания религиозного характера, лишь воспринимаемые как результат действия благодати Бога.

А.И.Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. благодать — -и, ж. 1. устар. Милость, благоволение, дар, исходящие от бога, ниспосланные им. Тесним мы шведов рать за ратью; Темнеет слава их знамен, И бога браней благодатью Наш каждый шаг запечатлен. Пушкин, Полтава. 2. устар. Благо, добро, благополучие. Малый академический словарь
  2. Благодать — Гора, Средний Урал; Свердловская обл. Горе при открытом в начале XVIII в. месторождении магнитного железняка управляющий уральскими заводами В. Н. Татищев в 1735 г. присвоил название Благодать. Топонимический словарь
  3. благодать — Даяние блага, любовь, благоволение. Краткий церковнославянский словарь
  4. Благодать — Гора на восточном склоне Среднего Урала, в Свердловской области РСФСР, вблизи г. Кушвы. Высота 364 м. Месторождение магнетитовых железных руд, залегающих в контакте сиенитов с толщей сланцев, туфов и известняков среднепалеозойского возраста. Большая советская энциклопедия
  5. благодать — орф. благодать, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. благодать — • великая ~ Словарь русской идиоматики
  7. Благодать — Благодать см. Милость, благодать. Библейская энциклопедия Брокгауза
  8. благодать — Умывальник Словарь воровского жаргона
  9. Благодать — (1 Тим 1:2). В богословском смысле это слово обыкновенно означает благий дар Божий, подаваемый человеку туне, единственно по милости Господа, без всяких заслуг со стороны человека; иногда же оно означает Божественное влияние и последствия оного для человеческого сердца. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  10. благодать — см. >> избыток, имущество, обилие, счастье Тишь да гладь (крышь) да божья благодать Словарь синонимов Абрамова
  11. благодать — Благод’ать — особый, благой дар Божий; дар будущий, но обретаемый теперь верою; дар, явившийся во Христе Иисусе (Иоан.1:17). Благодать есть синоним Слова (Пс.44:3 ; Иоан.1:14 ; Деян.14:3), благословения Божия (Зах.4:7), благовестия (Деян.11:23 ; Деян. Библейский словарь Вихлянцева
  12. благодать — Благода́ть/. Морфемно-орфографический словарь
  13. благодать — Заимств. из ст.-сл. яз., где образовано сложением блага «благая» и дать «даяние, доля, часть» (дать — суф. производное от дати «дать», ср. подать, часть и т. п.). Этимологический словарь Шанского
  14. благодать — БЛАГОДАТЬ -и; ж. 1. По представлениям христиан: благо или изобилие благ, ниспосланные свыше; Божья помощь, покровительство. "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона. 2. Разг. О чём-л. очень хорошем, доставляющем наслаждение, радость и т.п. Толковый словарь Кузнецова
  15. благодать — См. благовеличие Толковый словарь Даля
  16. благодать — БЛАГОДАТЬ, и, ж. 1. О чёмн. хорошем, имеющемся в изобилии (разг.). В лесу всякая б.: и грибы, и ягоды. 2. в знач. сказ. Очень хорошо, прекрасно (гден.). Весной здесь б. Какая тут б.!... Толковый словарь Ожегова
  17. благодать — БЛАГОД’АТЬ, благодати, мн. Нет, ·жен. 1. Полнота благ, довольство (·разг. ). Какая у вас тут благодать! 2. Свыше ниспосланная сила, помощь (церк.). «Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  18. благодать — благодать I ж. Благоволение, добро, помощь, исходящие — по религиозным представлениям — от Бога, ниспосланные им. II ж. 1. Состояние удовлетворённости, душевного покоя. Толковый словарь Ефремовой
  19. БЛАГОДАТЬ — БЛАГОДАТЬ — гора на Ср. Урале, близ г. Кушва. Добыча железной руды. Высота (до начала разработки) 364 м. См. Гороблагодатские железорудные месторождения. Большой энциклопедический словарь