МАРСЕЛЬ

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриэль Оноре (7 декабря 1889, Париж – 7 октября 1973, там же) – французский философ, драматург, театральный и музыкальный критик. С его именем связано возникновение в 1920-е гг. экзистенциализма во Франции. Позже, в 1950-х гг., Марсель предпочитал для определения своей философии термин «неосократизм». Как драматург развивался в русле традиции, представленной именами Ш.Пеги, П.Клоделя, Ф.Мориака.

Родился в семье известного дипломата. Образование получил в лицее Карно и в Сорбонне. До 1923 преподавал философию в различных лицеях Франции. Вел отдел театральной критики в «Ле нувель литтерэр» (1945–68). Член Академии юридических и политических наук Института Франции. Лауреат Гран при Французской Академии наук по литературе (1949). В 1950–70-е гг. читал лекции в университетах США, Латинской Америки, Европы, Ближнего Востока, Японии.

Ранние работы Марселя посвящены философии Колриджа и Шеллинга; большое влияние в этот период на него оказали сочинения Ф.Брэдли, Дж.Ройса, У.Хокинга. Наступление «эры экзистенциализма» в европейской философии обозначил его «Метафизический дневник» (Journal métaphysique, 1927), в котором Марсель через анализ и критику абстрактных категорий «университетского идеализма» начала века приходит к утверждению философского статуса конкретного человека, индивида. Главное в философии экзистенции Марселя – это осознание «трудности жить» (Пьер Колэн) как фундаментального условия человеческого существования, индивидуального опыта потерь, испытаний, надежды. Марсель отмежевывается от кантовских постулатов, касающихся, по его убеждению, лишь чистого субъекта, который рассматривается изолированно от бесконечно варьирующегося конкретного опыта: «Эти постулаты недействительны вне определенного морального формализма, очевидным образом игнорирующего именно то, что есть нередуцируемого в человеческой драме» (Homo viator. P., 1944, p. 9). В отличие от К.Ясперса и М.Хайдеггера, у Марселя во главе угла – не экзистенция в пограничной ситуации, а человек во плоти (incarné), воплощенное бытие, рассматриваемое не как банальная очевидность физического телесного существования, а как условие, само задающее всю систему отношений, ранее философией не учитывавшихся либо искажавшихся. По утверждению П.Рикера, Марсель открыл путь философии собственного тела, явившись непосредственным предшественником М.Мерло-Понти.

В 1929 Марсель принял католичество. Отрицательно относясь к схоластической метафизике неотомизма, он тяготел к августинианству. В 1930-е гг. он обращается к проблемам онтологии, мысля бытие в неразрывной связи с тем, что он называет «онтологической потребностью» человека; ему чуждо понятие бытия как тотальности, как сферы «в себе», безразличной к человеческому существованию. Импульс для возникновения у человека «онтологической потребности» обосновывается Марселем социально – как протест против обезличенного, отчужденного существования индивида в обществе, представляющем собой бюрократический механизм, с функциональной дробностью, бессмысленностью труда и других аспектов жизни и деятельности людей. Конкретные черты реального отчуждения, «технология обесчеловечивания» – предмет философской критики в работах Марселя «Люди против человеческого» (1951), «Человек, ставший проблемой» (1955). В итоге Марсель определяет «онтологическую потребность» человека как потребность быть вопреки условиям подобного существования. Бытие утверждается в качестве гаранта абсолютной значимости экзистенции, в качестве основания ее надежд и таких человеческих ценностей, как верность, любовь, братство людей; по утверждению самого философа, эта его идея бытия полностью находится в русле того, что он в дальнейшем называл интерсубъективностью.

Согласно Марселю, необходимо восстановить традиционное понимание личности, ее достоинства, при этом не сводя обоснование к сугубо рациональному, почитая в человеке и то, что выходит за эти пределы, прежде всего заложенную в нем способность к святости. Радикальное неприятие Марселем требований, которые предъявлял к нравственной позиции человека Ж.-П.Сартр, исходя из идеи его богооставленности и одиночества, и которые Марсель расценивал как чреватые нигилизмом, побудило Марселя порвать с движением экзистенциализма в своей стране. Значительно больше общего со своей философией обнаруживает он у Ясперса и, особенно в 1950-е гг., у Хайдеггера. Однако, в отличие от Хайдеггера, для Марселя обращение к онтологии не есть выход за пределы нравственного. Онтологическое и нравственное в экзистенции граничат, соприкасаются. Марсель защищает нравственное не только от возможного нигилизма. Для него недопустимо положение, согласно которому метафизика веры, как в бартианстве, возникает на руинах гуманизма. Будучи религиозным мыслителем, Марсель тем не менее называет себя «философом порога», выступая против религиозного догматизма, христианского патернализма, полагая, что в любой религии главными ориентирами должны быть истина и справедливость. Самое большее, что дозволено христианину – это пробудить в ближнем чувство, что тот – дитя Божие, высказать ему благоговейное отношение и сострадание. Благоговение (pieté) перед живым, жизнью, сострадание (charité) к живому – это для Марселя всеобъемлющая форма нравственности. Основные нравственные ценности, по Марселю, – это мужество и жертвенность в сочетании с «духом истины» (esprit de la verité). «Дух истины», противостоящий таким деформирующим реальность склонностям человека, как самоугождение, потворство себе, самообман, требует отрицания смерти. Единственный среди экзистенциалистов, Марсель выделил как основной, подлинный факт трагизма человеческой участи не мысленное предвосхищение человеком собственной смерти, пожизненно ему сопутствующее, а смерть ближнего. Хайдеггеровское «бытие-к-смерти»является в глазах Марселя искажением смысла существования. В действительности только близкие доступны духовному взору человека, именно их он постигает и любит как бытие.

Обращенность на «другого» в философии Марселя не умаляет достоинства и значимости «я», не снимает проблемы взаимности. Главным критерием человечности индивида является disponibilité (открытость, «расположенность»). Это – позиция деятельного сознания. Быть «disponible» значит отдавать себя и связывать себя этим дарением (s'engager). Такое понимание проблемы «я» и «другой» отличалось, в частности, от трактовки Э.Левинаса, который, исходя из сознания изначальной вины Я перед Другим, служения Другому, развил многие из идей Марселя в направлении морального ригоризма. Другая важная проблема – проблема самоидентификации. Экзистенция, согласно Марселю, интерсубъективна по своей структуре. Интерсубъективный характер носит не только общение с другими, но и взаимоотношение с собой, с множественностью «я», ввиду нетождественности человека себе как в настоящем, так и в разные периоды его жизни. Для Марселя выход из этого лабиринта изменчивости, чреватого отрицанием тождества личности, – Другой, его опосредующая роль, связывающая прошлое человека с его настоящим. Каждый для себя есть «мы», он может быть собой лишь благодаря этой множественности. Путь, который ведет к другому, пролегает через глубины собственного «я», но их выявляет не интроспекция, с ее ограниченными ресурсами, а опыт в широком смысле слова, т.е. испытание себя при соприкосновении с жизнью, когда оказываются задействованными самые различные, подчас наиболее обескураживающие свойства человеческой натуры. Опыт общения в душе с «другим собой», с которым приходится постоянно восстанавливать контакт, тесно связан с проблемой рефлексии над собой. Высшая ступень рефлексии – вторичная рефлексия (reflexion seconde, в отличие от рефлексии первичной, аналитической, направленной на свой предмет как на внешнее) – основывается на душевной сосредоточенности, собранности. Внутренняя собранность (recueillement) отнюдь не ведет к замыканию в себе: напротив, в результате ее человек оказывается более открыт, доступен чувству справедливости и сопричастности (participation); это как бы собирание воедино внутреннего опыта. На этой стадии то, что рассматривалось как «проблема» (т.е. как нечто внешнее, безучастное по отношению к человеку и несущественное для него), начинает восприниматься как «таинство» – нечто неотделимое от него, всецело объемлющее его состояние.

Драматургия Марселя – совершенно особая по отношению к его философии сфера, всегда предварявшая, по его признанию, философскую мысль. Среди наиболее известных пьес – «Человек Божий», «Пылающая часовня», «Расколотый мир», «Квартет фа-диез», «Чужое сердце» и др. Стихия драмы – диалог, прямая речь – особенно важна как органичная сфера человеческого общения. Здесь реализуется важнейшая посылка экзистенциализма, согласно которой субъект, сущий может быть полноценно мыслим лишь в том случае, если ему предоставляют слово (а не говорят о нем как об объекте, в третьем лице). По собственному признанию Марселя, его философия «является экзистенциальной в той самой мере, в какой она является театром, то есть драматургической тканью» (П.Рикер – Г.Марсель. Беседы. 1968, рус. пер. в кн.: Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995, с. 160). Драматург, считает Марсель, имеет дело с гораздо более многообразной действительностью, встречающиеся в пьесах ситуации существенно разнообразнее тех, что редуцированы, упорядочены и как бы «очищены» отвлеченной терминологией классической философии. В театре на первый план выходят «искаженная интерсубъективность», самые сложные аспекты человеческих взаимоотношений. За драматургией Марселя закрепилось определение «театр двойственности и вопроса». Театр – это место интеракции, многоголосия; философия же, по Марселю, охотно становится на точку зрения субъективности. Марсель ценил в театре возможность воплощения плюрализма мнений, отрицание свойственной философской системе «единой точки зрения из центра», т.е. то, к чему он тяготел во всем своем творчестве.

Сочинения:

1. Journal Métaphysique. P., 1927;

2. Position et approches concrètes du mystère ontologique. – В кн.: Le monde cassé. P., 1933;

3. Homo viator. Prolégomènes a une métaphysique de l'esperance. P., 1944;

4. Le Mystère de l'Etre, V. I. Reflexion et mystère. P., 1951; V. II. Foi et réalité. P., 1951;

5. Pour une sagesse tragique et son au-delà. P., 1998;

6. в рус. пер.: Быть и иметь. Новочеркасск, 1994; Трагическая мудрость философии. Избр. М., 1995.

Литература:

1. Ricoeur P. G.Marcel et К.Jaspers. Ρ., 1947;

2. P.Α.Schupp, L.F.Halm (ed.). The Philosophy of G.Marcel. La Salle (Ill.), 1984;

3. Gabriel Marcel. Colloque organisé par la Bibliothèque Nationale et l'Association «Presence de Gabriel Marcel». 28–30 Sept. 1988. P., 1989.

Γ.М.Тавризян

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. марсель — -я, мн. марсели и марселя, м. мор. Прямой четырехугольный парус, второй снизу. [голл. marszeil] Малый академический словарь
  2. Марсель — Город, адм. ц. деп. Буш-дю-Рон, Франция. Основан в I тыс. до н. э. как финик, колония Массилия; название связывают с этнонимом нумидий-ского племени, представители которого были первыми поселенцами. В VI в. до н. Топонимический словарь
  3. МАРСЕЛЬ — (Marcel), Этьенн (ум. 31.VII.1358) — руководитель Парижского восстания 1357-58. Богатый суконщик. Купеческий прево. В 1356-57 возглавил на Ген. штатах оппозицию горожан, требования к-рой были изложены в Великом мартовском ордонансе. Советская историческая энциклопедия
  4. Марсель — I Марсе́ль (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж, — 9.10.1973, там же), французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического Экзистенциализма. Родился в семье дипломата. Окончил Сорбонну, преподавал философию. Большая советская энциклопедия
  5. марсель — орф. марсель, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей Орфографический словарь Лопатина
  6. МАРСЕЛЬ — Относящийся к Марсу (см.). Имя в честь одного из руководителей рабочего движения во Франции Марселя Кашена, получившее широкое распространение в 30-е годы ХХ века. Диалектальный вариант: Марсиль. Словарь татарских мужских имён
  7. марсель — I. МАРСЕЛЬ I marseille f. Тип мелкого рельефного цветочного декора фарфоровых тарелок, производившихся с 1739 г. на Майсенкой фарфоровой мануфактуре в стиле рококо. Словарь галлицизмов русского языка
  8. Марсель — Второй снизу на мачте парус, который ставится между марса-реем и нижним реем. Морские узлы. Справочник
  9. Марсель — (Marseille), город на ЮВ. Франции, на берегу Средиземного моря. 798 тыс. жителей (1999), в агломерации более 1,1 млн. чел. Основан в I тысячелетии до н.э. как финикийская колония Массилия, с VI в. до н. э. – ионийская колония Массалия. В 1481... Словарь географических названий
  10. МАРСЕЛЬ — МАРСЕЛЬ (фр. Marcel) — главный персонаж эпопеи «В поисках утраченного времени» (1907-1922) М.Пруста. От имени М., не случайно получившего имя автора, ведется рассказ. Энциклопедия литературных героев
  11. марсель — МАРСЕЛЬ -я; мн. марсели и марселя; м. [голл. marszeil] Мор. Прямой четырёхугольный парус на парусном судне, располагающийся над нижним главным парусом. Убрать марсели. Поставить м. Толковый словарь Кузнецова
  12. марсель — Марселя, м. [гол. marszeil] (мор.). Большой прямой парус, второй снизу, прикрепленный к реям у марса. Большой словарь иностранных слов
  13. марсель — М’АРСЕЛЬ, марселя, ·муж. (·голланд. marszeil) (мор.). Большой прямой парус, второй снизу, прикрепленный к реям у марса. Толковый словарь Ушакова
  14. марсель — марсель м. Прямой четырёхугольный парус на мачте, поднимаемый над нижним главным парусом. Толковый словарь Ефремовой
  15. МАРСЕЛЬ — МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель Оноре (1889-1973) — французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического экзистенциализма. Большой энциклопедический словарь
  16. Марсель — Габриэль Оноре Марсéль (Marcel) (1889-1973) франц. философ, драматург, театральный и музыкальный критик; с его именем тесно связано возникновение экзистенциализма во Франции. Как драматург продолжил традиции франц. католич. Словарь по культурологии
  17. марсель — ма́рсель "верхний парус", впервые в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 188. Из голл. marszeil – то же; см. Мёлен 133; Маценауэр 251. Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. марсель — См. Марс Толковый словарь Даля
  19. МАРСЕЛЬ — МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриэль Оноре (1889-1973) — французский философ, основоположник католического экзистенциализма, профессор в Сорбонне. В 1929, в 40-летнем возрасте, принял католическое вероисповедание. Новейший философский словарь