ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. existentia – существование), или философия существования, – философское направление, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов [ШЕСТОВ], Бердяев [БЕРДЯЕВ]), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер [ХАЙДЕГГЕР], Ясперс [ЯСПЕРС], Бубер [БУБЕР]) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр [САРТР], Марсель [МАРСЕЛЬ], выступивший с идеями экзистенциализма еще во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю [КАМЮ], С. де Бовуар). В 1940–50-х гг. экзистенциализм получил распространение в других европейских странах, в 1960-х гг. также и в США. Представители этого направления в Италии – Н.Аббаньяно, Э.Пачи, в Испании к нему был близок X.Ортега-и-Гассет; в США идеи экзистенциализма популяризировали У.Лоури, У.Баррет, Дж.Эди. К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: французский персонализм (Мунье, Недонсель, Лакруа) и немецкая диалектическая теология (Барт, Тиллих, Бультман). Экзистенциализм как философское направление носит неоднородный характер. Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Однако определение «атеистический» по отношению к экзистенциализму несколько условно, т.к. признание того, что Бог умер, сопровождается (в частности, у Хайдеггера и Камю) утверждением невозможности и абсурдности жизни без Бога. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского и Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИфеноменология [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ]Гуссерля.

Экзистенциализм пытается возродить онтологию, в противоположность методологизму и гносеологизму, распространенным в философии нач. 20 в. Как и философия жизни, экзистенциализм хочет понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки. Бытие, согласно экзистенциализму, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни рациональная конструкция, предлагаемая научным мышлением, ни «умопостигаемая сущность» идеалистической философии. Бытие должно быть постигнуто интуитивно. Но в отличие от философии жизни, выделившей в качестве исходной реальности переживание, экзистенциализм стремится преодолеть психологизм и раскрыть онтологический смысл переживания, который выступает как направленность на нечто трансцендентное самому переживанию (см. Интенциональность [ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ]). Главное определение бытия, как оно открыто нам, т.е. нашего собственного бытия, именуемого экзистенцией [ЭКЗИСТЕНЦИЯ], есть его незамкнутость, открытость трансценденции.

Онтологической предпосылкой трансцендирования является конечность экзистенции, ее смертность. В силу своей конечности экзистенция является временной, и ее временность существенно отличается от объективного времени как чистого количества, безразличного по отношению к заполняющему его содержанию. Экзистенциализм отличает подлинную, т.е. экзистенциальную, временность (она же историчность), от физического времени, которое производно от первой. Экзистенциалисты подчеркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно экзистенциализму, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств – все это эмпирическое выражение изначально-ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире». Временность, историчность и «ситуационность» экзистенции – модусы ее конечности.

Другим важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т.е. выход за свои пределы. Трансцендентное и сам акт трансцендирования понимаются различными представителями экзистенциализма неодинаково. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное – это Бог. Согласно Сартру и Камю, трансценденция есть ничто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифопоэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно рационально познать, а можно лишь «намекнуть» на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критический и даже нигилистический характер.

Во французском и русском экзистенциализме, а также у Ясперса в центре внимания стоит проблема человеческой свободы. Экзистенциализм отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его «сущностных» сил. Свобода, согласно экзистенциализму, должна быть понята исходя из экзистенции. Поскольку же структура экзистенции выражается в «направленности-на», в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями экзистенциализма определяется их трактовкой трансценденции. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге. Согласно Сартру, у которого трансценденция – это ничто, понятое нигилистически, свобода есть отрицательность по отношению к бытию, которое он трактует как эмпирически сущее. Человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности, сущность которой – в полной независимости от чего бы то ни было. Человек одинок и лишен всякого онтологического «основания». Учение Сартра о свободе служит выражением позиции крайнего индивидуализма. Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название «man»: это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия, в котором все – «другие», и человек даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название «мира объективации», признаки которого – поглощение индивидуального, личного общим, безличным, господство необходимости.

Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчеркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерное для Сартра стремление разоблачения искаженных, превращенных форм сознания («дурной веры») оборачивается требованием принять реальность сознания, разобщенного с другими и с самим собой. Единственный способ подлинного общения, который признает Камю, – это единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это в сущности экстаз разрушения, мятежа, рожденного отчаянием «абсурдного» человека.

Иное решение проблемы общения дает Марсель. Согласно ему, разобщенность индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное. Но подлинное бытие – трансценденция – является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию – это диалог. Бытие, по Марселю, не «Оно», а «Ты». Поэтому прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к другому человеку, осуществляемое перед лицом Бога. Любовь, согласно Марселю, есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная. Поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, Марсель относит его к сфере «таинства».

Прорывом объективированного мира, мира «man», является, согласно экзистенциализму, не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественного, философского, религиозного творчества. Однако истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что все в мире в конце концов терпит крушение в силу самой конечности экзистенции и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости всего, что он любит, незащищенности самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придает его привязанности особую чистоту и одухотворенность. У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологическое учение.

Социально-политические позиции у разных представителей экзистенциализма неодинаковы. Так, Сартр и Камю участвовали в движении Сопротивления; с конца 1960-х гг. позиция Сартра отличалась крайним левым радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения «новых левых» (культ насилия, свободы, перерастающей в произвол). Политическая ориентация Ясперса и Марселя носила либеральный характер, а социально-политическим воззрениям Хайдеггера была присуща консервативная тенденция.

Литература:

1. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963;

2. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М., 1964;

3. Современный экзистенциализм. М., 1966;

4. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм. – «ВФ», 1966, № 12, 1967, № 1;

5. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985.

6. Foulguié P. L'existentialisme. P., 1947;

7. Gastelli E. Existentialisme théologique. P., 1948;

8. Siebers G. Die Krisis des Existentialismus. Hamb.–Bergedorf, 1949;

9. Müller M. Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart. Hdlb., 1949;

10. Lenz J. Der moderne deutsche und französische Existenzialismus. Trier, 1951;

11. Möller J. Existenzphilosophie und Katholische Theologie. Baden-Baden, 1952;

12. Allen E.L. Existentialism from Within. L., 1953;

13. Wahl J. Les philosophies de l'existence. P., 1955;

14. Heinemann Fr. Jenseits des Existentialismus. Stuttg., 1957;

15. Bollnow O.F. Existenzphilosophie. Stuttg., 1960;

16. Lukacs G. Existentialisme ou marxisme? P., 1961;

17. Abbagnano N. Introduzione all'esistenzialismo. Mil., 1967;

18. Existentialism and Phenomenology. A Guide for Research, compю by L.Orr. N. Y., 1978;

19. Hanly Ch. Existentialism and Psychoanalysis. N. Y., 1979;

20. Salamun K. (Hrsg.) Karl Jaspers: Zur Aktualität seines Denkens. Münch., 1991;

21. Heidegger M. Sein und Wissen. Eine Einführung in sein Denken. W., 1993.

П.П.Гайденко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. экзистенциализм — -а, м. Иррационалистическое направление (разновидность субъективного идеализма) в современной буржуазной философии и литературе. [От лат. exsistentia — существование] Малый академический словарь
  2. Экзистенциализм — (от позднелат. exsistentia — существование) или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914—18 в России (Л. Шестов, Н. Большая советская энциклопедия
  3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от лат. exsis-tentia — существование ) — англ. existentialism; нем. Existenzialismus. Философия существования, одно из ведущих направлений современной западной соц. философии, возникшее в начале XX в. (М. Хайдеггер, К. Яс-перс, Ж. Социологический словарь
  4. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от позднелат. ex(s)istentia — существование), философия существования, — идеалистическое направление совр. бурж. философии. Возник в России накануне 1-й мировой войны и Окт. революции (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), в Германии — после 1-й мировой войны (М. Советская историческая энциклопедия
  5. экзистенциализм — орф. экзистенциализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. экзистенциализм — Экзистенци/ал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  7. экзистенциализм — ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ а, м. existentialisme m. <�лат. existentia существование. Крайне реакционная форма субъективного идеализма .. в современной буржуазной философии и литературе (в особенности немецкой и французской)... Словарь галлицизмов русского языка
  8. Экзистенциализм — (от позднелат. exsistentia — существование) группа учений, которые отрицают объективные всеобщие ценности и считают, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности, путём полного проживания каждого момента бытия. Педагогический терминологический словарь
  9. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (позднелат. — ex(s) istentia — существование), или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. Новейший философский словарь
  10. экзистенциализм — ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ [тэ], -а; м. [от лат. exsistentia — существование] В западноевропейской философии и литературе середины 20 в.: направление, исследующее личный опыт, неповторимость человеческого существования, невыразимого на языке понятий... Толковый словарь Кузнецова
  11. Экзистенциализм — (от лат. existentia – существование) – иррационалистическое направление в философии и культурологии (в особенности немецкой и французской); экзистенциализм считает, что предметом философии является уникальность существования чело­века, которое рассматривается лишь как непознаваемое духовное начало. Словарь по культурологии
  12. экзистенциализм — [< лат. existentia существование] – крайне реакционная форма современного идеалистического мракобесия в буржуазной философии и литературе (Хейдеггер, Ясперс, Сартр); стремится подорвать доверие к науке, доказать бессмысленность жизни... Большой словарь иностранных слов
  13. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia — существование) — или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. Большой энциклопедический словарь
  14. экзистенциализм — экзистенциализм м. Направление в современной философии и литературе, ставящее в центр изучения и изображения экзистенцию — индивидуальную духовную жизнь, человеческое существование, и утверждающее интуицию как основной метод постижения действительности. Толковый словарь Ефремовой