ЙОГА

ЙОГА (санскр. yoga – сопряжение) – философская традиция Индии, «надстраивающаяся» над особой иерархизированной системой психотехники и теснейшим образом связанная с основполагающими принципами философии санкхьи.

Первый период истории йоги (5 в. до н.э. – 1 в. н.э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, наставник Будды Алара Калама, был и одним из первых теоретиков йоги, разработавшим два этапа ее праксиса: предварительный нравственно-аскетический тренинг и поэтапное достижение «продвинутых состояний сознания». Древняя йога, восстанавливаемая из буддийских источников, «средних» Упанишад и дидактических текстов «Махабхараты», развивается в континууме учительских традиций санкхья-йоги, в котором соответствует «практической» части, кореллированной с «теоретическими» калькуляциями санкхьи. Вместе с тем отдельные пассажи эпических текстов, где очень настойчиво внушается мысль о нераздельном единстве санкхьи и йога, уже свидетельствует о начале обособления последней.

В 1–4 вв. можно констатировать «выходы» в йогу конкурирующих школ санкхьи. Цитаты из авторитетов йоги в комментарии Вьясы к сутрам йога позволяют предположить, что мы имеем дело с разработкой как близких санкхье (типа взаимодействия духовного начала и менталитета), так и общефилософских тем; они свидетельствуют и о полемике с вайшешиками.

В 4–5 вв. был создан базовый текст йоги – «Йога-сутры»,атрибутируемые Патанджали (не грамматист, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность), составитель которых систематизировал йогическую психотехнику, обеспечив ее отдельными философскими положениями, обращенными частично и против идеалистической системы буддийской йога – йогачары.

О формировании собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная с комментаторского периода, когда Вьяса в 6 в. составляет нормативное толкование к сутрам (см. «Йогасутра-бхашья»),энциклопедист Вачаспати Мишра [ВАЧАСПАТИ МИШРА]комментирует толкование Вьясы в своей «Таттвавайшаради» (9 в.), а позднее царь Бходжа (11 в.) пишет новый комментарий к сутрам «Раджамартанда», также опираясь на Вьясу. Завершает йогическую экзегезу Виджняна Бхикшу (16 в.), составивший комментарий к комментарию Вьясы «Йога-варттика» и отдельное «резюме» учения йоги – компендиум «Йогасанграху», отражащие попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты.

Основные отличия философского наследия йоги от санкхьи: 1) введение концепции менталитета-читты [ЧИТТА], в известном смысле объединяющего функции различаемых в санкхье компонентов «внутреннего инструментария» (антахкарана [АНТАХКАРАНА])– интеллекта-буддхи [БУДДХИ], эготизма-адханкары и умя-манаса [МАНАС];этот менталитет рассматривается на различных уровнях активности (читта-бхуми [ЧИТТА-БХУМИ]);2) иная типологизация состояний сознания, в которой определяющее место занимают основные, «корневые» аффекты, определяющие сансарное существование индивида (см. Клеши);3) признание божества – Ишвары [ИШВАРА],который, правда, является лишь «первым среди равных» духовных субъектов-Пуруш, отличным от остальных неподверженностью кармическим аффектам и их результатам, а также способностью быть носителем «семени всеведения». Среди философских тем йоги, непосредственно не связанных с санкхьей, выделяются те, о которых сообщает Вьяса, цитируя предшествующих авторитетов: 1) «реалистическая» (в средневековом смысле) концепция восприятия как складывающаяся из перцепции родовых качеств объекта и его специфических характеристик; 2) типологизация причинности – различаются причины возникновения, устойчивости, проявленности, модификации, «презентации» объекта, достижения результата, разъединения, трансформации и стабильности.

Литература:

1. Dasgupta S. Yoga as Philosophy and Religion. L., 1924;

2. Idem. Yoga Philosophy in Relation to Other Systems of Indian Thought. Calcutta, 1930;

3. Eliade M. Le Yoga, Immortalité et liberté. P., 1954;

4. Hauer J.В. Der Yoga. Ein indischer Weg zum Selbst. Stuttg., 1958;

5. Feuerstein G. The Philosophy of Classical Yoga. Manchester, 1980.

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. йога — -и, ж. Учение о приемах и методах управления психикой и психофизиологией человека, лежащее в основе древнеиндийских религиозно-философских систем. [От санскр. yōga — сосредоточение мыслей, созерцание] Малый академический словарь
  2. ЙОГА — ЙОГА (от санкср. yoga — соединение, сосредоточение мыслей) — англ. yoga/Yoga; нем. Joga. 1. Учение о методах владения псих, и физическими функциями человека с целью достижения высших духовных борьбу в истолковании истор. явлений, смену методол. Социологический словарь
  3. йога — Йо́г/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. Йога — (санскр., буквально — связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9—8 вв. до н. Большая советская энциклопедия
  5. ЙОГА — (от корня "юдж" — (за-, со-)прягать; ок. 20 словарных значений) — 1) В общем смысле, создававшемся и обогащавшемся на протяжении 1,5 тыс. лет (VI до н. э. — X н. э.), — техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психич. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  6. йога — орф. йога, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. ЙОГА — Специальный санскритский термин для обозначения психотехники, ориентированной сугубо на глубинные трансперсональные состояния сознания. Психотерапевтическая энциклопедия
  8. Йога — (лит.) союз; абстрактная медитация или союз с высшим существом; название философии мудреца Патанджали, обучающей процессу союза индивидуума с Универсальной душой; союз с Богом; любой курс, который служит этому союзу... Йога и веданта. Словарь терминов
  9. йога — ЙОГА 1. Учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозных и философских систем Индии, ставящих целью достижение состояния "освобождения". Словарь спортивных терминов
  10. Йога — I Йога (санскрит yōga соединение, сосредоточение) одна из ортодоксальных систем индийской философии, а также учение и метод управления психикой и физиологическими процессами организма человека... Медицинская энциклопедия
  11. йога — ЙОГА [ё], -и; ж. [от санскр. yōga — соединение, сосредоточение мыслей, созерцание] 1. В Индии: составная часть религиозно-философского учения, разработавшего особую систему приёмов и методов самопознания... Толковый словарь Кузнецова
  12. йога — Й’ОГА. см. иога. Толковый словарь Ушакова
  13. йога — йога ж. 1. Религиозно-философское учение древней и средневековой Индии, в основе которой лежит разработанная система приёмов и методов самопознания, позволяющих человеку управлять своей психикой и физиологией. 2. Система физических упражнений, выработанная последователями этого учения. Толковый словарь Ефремовой
  14. йога — (Санскр.) (1) Одна из шести Даршан или школ Индии; школа философии, основанная Патанджали, хотя истинная доктрина Йоги, та, о которой говорится, что она помогла подготовить мир к проповедям Будды... Теософский словарь
  15. Йога — (санскр. соединение, участие, порядок, созерцание) — одно из шести основных ортодоксальных (брахманских) направлений в индуистской мысли, выработавшей комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Йогическая техника имеет два связанн Краткий религиозный словарь
  16. ЙОГА — ЙОГА (санскр., букв. — связь, единение, сосредоточение, усилие) — 1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии... Большой энциклопедический словарь
  17. Йога — (санскр. yoga): 1) у индусов напряженное сосредоточение духа, созерцание Божества, в результате которого получается мистическое соединение души с Богом, когда душа "чувствует себя в Боге и Бога в себе". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  18. ЙОГА — ЙОГА (санскр. joga — связь, единение, метод, усилие) — в широком смысле религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана)... Новейший философский словарь
  19. йога — ЙОГА [ёга], и, ж. 1. В Индии: религиозно-философское учение, разработавшее особую систему приёмов и методов самопознания, позволяющего человеку управлять психическими и физиологическими функциями своего организма. Толковый словарь Ожегова