ЧИТТА

ЧИТТА (санскр. citta – мысль) – общеиндийский философский термин, обозначающий менталитет прежде всего как единство механизмов индивидуального сознания. В текстах Палийского канона читта уподобляется светоносной природе, «окрашиваемой» внешними объектами (Ангуттара-никая I.11). В абхидхармистской «Пракаранападе», приписываемой Васумитре, дхармы каталогизируются в пяти рубриках, три из которых включают читту, факторы, сопровождающие читту, факторы «расторжения» связи с читтой. Читта определяется как синоним манаса [МАНАСвиджняны [ВИДЖНЯНА]и как осознание объектов, опирающееся на 6 чувств (включая манас) и соответствующую им объектную сферу (I, §2). Факторов, связанных с читтой, насчитывается 20 (начиная с основных эмоциональных состояний и кончая высшим «умозрением»). В том же тексте, как и в «Абхидхармакоше» (гл. VII), рассматриваются 10 разновидностей функционирования чипы, при этом различаются «чистые» и «нечистые» осознания объектов. В ином онтологическом контексте читта занимает важное место в идеализме йогачары, согласно которому мир есть не что иное, как читта, обращающаяся на себя (читтаматра-вада). В «Йога-сутрах», не без влияния буддизма, читта становится основным исходным понятием йоги, ибо цель йоги декларируется как «прекращение колебаний читты» (I.2). Эти «колебания читты» распределяются (как и у буддистов) на «загрязненные» и «не загрязненные» аффектами и классифицируются как средства познания предметов, создание безреферентных мыслительных конструкций, заблуждение, сон и память (I.5–11). Спонтанная деятельность читты сравнивается Вьясой с течением реки, один из потоков которой, устремленный к чувственным объектам, перекрывается бесстрастием, другой же, стремящийся к «различению», поддерживается йогической практикой. В веданте читта – четвертый компонент «внутреннего инструментария» (антахкарана [АНТАХКАРАНА]). В ее текстах читта определяется то как «осознание» (четана), то как память. По «Вивекачудамани», приписываемой Шанкаре, читта постоянно интересуется внешним миром (ст. 94).

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЧИТТА — В йога-даршане то же, что буддхи в санкхъе — материальный (продукт пракрити) орган индивидуального духа (Пуруши), активность к-рого выражается в порождении содержаний, верных или нет, связанных с настоящим моментом или нет. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  2. Читта — Ум-материя, материальный ум; подсознательный разум. Йога и веданта. Словарь терминов
  3. Читта — В буддизме и Йоге ум, состоящий из трех элементов: Саттва, Раджас и Тамас Краткий религиозный словарь