БУДДХИ

БУДДХИ (санскр. buddhi – пробуждение) – в космологии санкхьи [САНКХЬЯ]первый эманат Пракрита (он же Махат – «Великий») и высшее гунное (см. Гуны [ГУН]) ментальное начало, соответствующее приблизительно способности суждения. В «Санкья-карике» и у ее комментаторов буддхи определяется как «решение» (адхьявасайя), которое можно понимать и как познавательное определение (типа: «Это – горшок», «Это – ткань»), и как практическое (типа: «Я предназначен для того», «Я должен сделать это»), а также как субстрат 8 диспозиций сознания: добродетель, знание, бесстрастие и сверхспособности с их противоположностями – недобродетелью, незнанием, пристрастием и бессилием (ст. 23). Буддхи возглавляет иерархию всех индрий [ИНДРИИ]и ментальных начал (ст. 36). По Вачаспати Мишре [ВАЧАСПАТИ МИШРА], подобно тому как надзиратели деревни передают собранный налог далее по инстанциям, индрии передают свое отражение объектов манасу, тот – аханкаре, а тот – буддхи. Но функции буддхи этим не ограничиваются: как начало, наиболее приближенное к Пуруше (как министр – к царю), буддхи осуществляет реально все «вкушение» опыта Пурушей и одновременно различает «тонкую границу» между ним и Пракрита (ст. 37). Деятельность всесильного «министра» оставляет, т.о., самого царя в роли пассивной санкционирующей инстанции при решении всех его задач. Эти сложные взаимоотношения поставили перед санкхьяиками проблему определения «сотрудничества» Пуруши и буддхи, которая решается через модели их отражения друг в друге, при котором одно начало принимает видимость другого. Проблема различения Атмана и буддхи решалась и ведантистами, притом близко к тому, что предлагали санкхьяики. По «Упадешасахасри» Шанкары [ШАНКАРА], сама идея «Я – созерцатель» не могла бы осуществиться без отражения Атмана в буддхи (II. 18.89), а в «Брахма-сутра-бхашье» качествами буддхи названы желание, ненависть, радость, страдание, которые образуют свойства души (джива [ДЖИВА]), когда Атман находится в сансарном состоянии; по ассоциации с буддхи Атману приписывается и непричастный ему атомарный размер (II.3.29 и т.д.).

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. БУДДХИ — В общеязыковом значении — интеллект. Важный термин антропологии во всех даршанах, понимаемый по-разному согласно различиям онтологии. В вайшешике и ньяе Б. по роду бытия — кач-во духовной субстанции (атмана), по способу бытия — события; т. обр. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  2. Буддхи — Интеллект; понимание; разум. Йога и веданта. Словарь терминов
  3. буддхи — (Санскр.) Вселенская Душа или Разум. Махабуддхи есть название Махата (см. "Алайа"); также духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник Атмы, экзотерически — седьмой. БУДДИЗМ Буддизм теперь расколот на две различные Церкви: Южную и Северную. Теософский словарь
  4. Буддхи — Санскр. от БУДХ — бодрствовать, пробуждать, познавать. В индийской философии общее обозначение познавательных способностей. При помощи буддхи древне-индийская мысль пыталась связать духовный и материальный аспекты существования. Наиболее подробно теория Краткий религиозный словарь