МАНАС

МАНАС (санскр. manas, от корня man – думать) – в индийской философии обозначение психической способности координации и синтезирования деятельности моторных и сенсорных органов (индрий [ИНДРИИ]); манас также отвечает за то, чтобы чувственные данные поступали к субъекту познания (см. Атман [АТМАН], Пуруша [ПУРУША]) в определенной последовательности и чтобы психомоторые желания последнего без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам». Манас часто выступает как ядро психической индивидуальности, определяющий специфический способ познания и действия личности. Распространенный перевод манаса как «ума» (англ. mind) может ввести в заблуждение, поскольку санскритский термин обозначает не активную познавательную способность (как «ум» в европейской традиции), а бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой. Большинство школ включало манас в число индрий, некоторые из них приписывали ему, помимо его обычных функций координатора, способность к особому роду восприятия (манаса пратьякша).

В санкхье манас вместе с аханкарой («эго») и буддхи («интеллектом») формирует внутренний орган (см. Антахкарана [АНТАХКАРАНА]). В вайшешике манас выступает в качестве своеобразного помощника атмана, существование которого объясняет, почему в одном случае познавательный контакт атмана, органов чувств и объектов приводит к возникновению знания, а в другом случае не приводит, почему акты познания возникают не одновременно, а последовательно, каким образом происходит припоминание (см. Смрити [СМРИТИ]), а также восприятие внутренних эмоциональных состояний (радости, страдания и т.п.).

В отличие от ведантистов, считавших манас всепроникающим, подобно Атману, и мимансака Кумарила Бхатты, видящего в нем субстанцию среднего размера, вайшешика представляет манас как особого рода атом (aṇu). Атомарностью манаса вайшешики объясняли составленность процесса познания из серии актов: манас, в силу своего крайне малого размера, способен в единицу времени вступить в контакт только с одним органом чувств и породить в душе только одну «единицу» знания. Манас – материален (mūrta), но в отличие от обычных материальных вещей, постоянно активен, способен перемещаться очень быстро и даже выходить за пределы тела (в особых йогических состояниях). Благодаря его скорости, смена чувственных восприятий (визуальных, слуховых и т.п.) происходит так быстро, что человеку кажется, что он видит, осязает и слышит одновременно.

Помимо учений, связывающих манас с определенными психическими функциями, он часто символизирует некую эмпирическую ментальность, «необработанный ум», чуждый духовной дисциплине и потому постоянно мечущийся. Так, в мимансе манас уподобляется демону, являющемуся причиной всех несчастий человека («нет у человека худшего врага, чем манас»). В учениях йоги неустойчивость манаса (синоним читта-вритти) считается препятствием к освобождению мокша (см. Мокша [МОКША]), поэтому его стабилизация выступает одной из главных задач йога.

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Манас — I Мана́с река на северо-востоке Индии и в Бутане (истоки в Китае), правый приток реки Брахмапутра. Длина около 400 км. Берёт начало в Гималаях, пересекает их в поперечной долине... Большая советская энциклопедия
  2. МАНАС — (ум, рассудок) — в ньяя-вайшешике это вечная атомарная вещь (дравья), орган (индрия) Атмана. Существованием его объясняется наличие в каждый момент лишь одного содержания сознания. М. у каждого индивидуального духа один; гл. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  3. Манас — Ум; мыслительная способность. Йога и веданта. Словарь терминов
  4. Манас — I. Манас (Китай, Индия — р.) II. "Манас" «Манас» (кирг. эпос) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  5. МАНАС — Мифо-эпический герой киргизов, центральный персонаж одноименного эпоса, богатырь, совершающий во главе дружины из 40 витязей (кырк чоро) подвиги в борьбе с врагами. Его образ имеет много мифологических черт. Необыкновенный мальчик-богатырь... Мифологическая энциклопедия
  6. манас — (Санскр.) Букв., "ум", ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от простого животного; синоним Махата. Теософский словарь
  7. Манас — Одно их основных понятий древне-индийской философии — ум в самом широком смысле этого слова, включающий все ментальные проявления. Манас, в отличие от атмана и пуруши, принадлежит телу и, как правило, гибнет с гибелью тела. В различных учениях наблюдают Краткий религиозный словарь
  8. МАНАС — МАНАС — река на северо-востоке Индии и в Бутане (истоки в Китае) — правый приток Брахмапутры. Ок. 500 км. Площадь бассейна ок. 38 тыс. км2. Пересекает Гималаи, низовья — на Бенгальской равнине. Средний расход воды ок. 2400 м3/с. Большой энциклопедический словарь