ИПОСТАСЬ

ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις – подставка, основание, сущность) – один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидониемв значении единичного реального бытия; в перипатетической традиции – синоним «первой сущности» «Категорий» Аристотеля. Словоупотребление, ставшее господствующим в церковной догматике, связано в первую очередь с богословской деятельностью Василия Великого [ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ]и всего кружка каппадокийцев [КАППАДОКИЙЦЫ]. В восточном богословии уже начиная с 3 века (Ориген) понятие ипостаси использовалось в разных смыслах, в контексте учения о Троице, означая то различие Трех Лиц, то их сущностное единство. Причиной этой неопределенности было отсутствие четкой терминологической дифференциации «ипостаси» (лат. substantia) и «сущности» (греч. οὐσία, лат. substantia, essentia), проистекающей из близости этих слов в обыденном и философском языках. Афанасий Великий и Александрийский собор 362 еще употребляют эти слова в одинаковом смысле. В тринитарных спорах именно Василий Великий впервые попытался преодолеть крайности арианства и савелианства с помощью строгого терминологического различения «ипостаси» и «сущности». В формуле «одна сущность – три ипостаси» под ипостасью понимаются «истинно сущие» «отличительные особенности» трех Лиц внутри единой божественной «сущности», или «природы» (частное – общее). Так ипостась получила значение собственного конкретного бытия. У Григория Богослова [ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ]ипостась как «способ существования» (τρόπος τῆς ὑπάρξεως) приравнивается к «лицу», что было приближением к терминологии западных отцов Церкви (persona); ипостасные признаки трех Лиц называются «отцовство», «сыновство» и «исхождение». Понятие ипостаси (уже как синоним «лица») вошло в вероопределение Халкидонского собора о двух природах и одной ипостаси во Христе. Важное место этому понятию отводится также в христологии Леонтия Византийского [ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ], Леонтия Иерусалимского и Максима Исповедника [МАКСИМ ИСПОВЕДНИК]. Позднее в богословии схоластиков (Росцелин [РОСЦЕЛИН], Абеляр) номиналистическая (концептуалистская) тенденция приводит к тому, что учение о трех ипостасях принимает форму тритеизма («троебожие»), с которым решительно боролись каппадокийцы.

А.В.Михайловский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ипостась — ИПОСТАСЬ, и, ж. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьейн. сущности, а также (обычно ирон.) чья-н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси кто-н. Толковый словарь Ожегова
  2. ипостась — Ипоста́сь/. Морфемно-орфографический словарь
  3. ипостась — ИПОСТАСЬ -и; ж. [греч. hypostasis — сущность, основание] 1. Церк. В христианстве: особенность каждого из трёх лиц Троицы. Единый Бог существует в трёх ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Толковый словарь Кузнецова
  4. ипостась — Ипост’ась (Евр.1:3) — сущность, бытийность, внутренняя природа. Библейский словарь Вихлянцева
  5. Ипостась — Слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что "Единый Бог" троичен". При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. ипостась — ипостась I ж. Каждое из лиц триединого Бога. II ж. Одна из форм проявления, воплощения кого-либо или чего-либо; качество, роль, амплуа. Толковый словарь Ефремовой
  7. Ипостась — (от греч. hypóstasis — лицо, сущность) первоначально философский термин, введённый последователями Аристотеля в значениях «индивидуальное» и «реально существующее»; заимствованный христианскими богословами... Большая советская энциклопедия
  8. ипостась — -и, ж. 1. Церковный термин для обозначения одного из лиц христианской троицы. 2. перен. То (или что) близко, тесно примыкает к кому-, чему-л. другому. Созданье, Сила и Основа Три ипостаси одного. Бальмонт, Созданье, Сила и Основа. Малый академический словарь
  9. ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis — сущность, основание) — термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. Большой энциклопедический словарь
  10. ипостась — ИПОСТ’АСЬ, ипостаси, ·жен. (·греч. hypostasis — сущность) (церк.). По богословской терминологии — одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 ·знач. ). Толковый словарь Ушакова
  11. ипостась — ипоста́сь ж. "существо, сущность", диал. поста́сь "лицо", поста́сный "видный, с длинной бородой" (у раскольников), русск.-цслав. ϋпостась (Мин. 1095 г. и др.). Из греч. ὑπόστασις; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 69. Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. ипостась — орф. ипостась, -и Орфографический словарь Лопатина
  13. ипостась — ИПОСТАСЬ ж. церк. греч. лицо, особа; принято о Святой Троице, одно из лиц Св. Троицы. Бог, единый по существу, тройственный ипостасьми. Ипостасный к ипостаси относящ. Толковый словарь Даля
  14. ипостась — Ипостаси, ж. [греч. hypostasis – сущность] (церк.). По богословской терминологии – одно из лиц христианской троицы. Большой словарь иностранных слов