Ипостась

Слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что "Единый Бог" троичен". При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица (πρόσωπον, persona); другие говорили, что в Боге три ипостаси (ύπόστασις = ύπάρξις, τρόπος ύπάρξεως); третьи понятие "лица" выражали словом ουσία, φύσίς = substantia, natura (хотя у других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие, связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности выражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. отцами церкви и церковными писателями повело в IV в. к продолжительным спорам христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и произвело было разномыслие между восточной и западной церквами. Вост. богословы говорили так: в Боге при единстве существа три ипостаси, словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнуть мнение еретика Савелия (см.), который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида, или лица (πρόσωπον) и иногда являлся в виде Отца, иногда — Сына, иногда — в виде Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух суть только три имени или действования (ενέργειαι). Зап. богословы говорили, что в Боге одна ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три сущности: сущность Отца — Божескую, сущность Сына — сотворенную и сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а вторые тем же словом имели в виду выразить понятие ουσία = существо. Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению, принятому вслед за Василием Великим и Григорием Богословом Вторым вселенским собором, слово ипостась всей церковью употребляется как синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые номиналисты, или модалисты, повторяли учение древних еретиков, что ипостаси в Боге суть или имена, или проявления силы (Бог-Сын, или ипостасное слово — Божий разум, Бог-Дух св. — Божия сила или Божие действование). Некоторые схоластики — Готшальк, Росцелин, Абеляр — и затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIII в. учили, что Божеские И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге суть три бога, а не один Бог. Подр. см. в "Догматич. богословии" Сильвестра (т. II).

Н. Б.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις – подставка, основание, сущность) – один из важнейших терминов христианского богословия. В качестве термина позднеантичной философии впервые введен Посидониемв значении единичного реального бытия... Новая философская энциклопедия
  2. ипостась — -и, ж. 1. Церковный термин для обозначения одного из лиц христианской троицы. 2. перен. То (или что) близко, тесно примыкает к кому-, чему-л. другому. Созданье, Сила и Основа Три ипостаси одного. Бальмонт, Созданье, Сила и Основа. Малый академический словарь
  3. ипостась — Ипоста́сь/. Морфемно-орфографический словарь
  4. Ипостась — (от греч. hypóstasis — лицо, сущность) первоначально философский термин, введённый последователями Аристотеля в значениях «индивидуальное» и «реально существующее»; заимствованный христианскими богословами... Большая советская энциклопедия
  5. ипостась — орф. ипостась, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. ипостась — Ипост’ась (Евр.1:3) — сущность, бытийность, внутренняя природа. Библейский словарь Вихлянцева
  7. ипостась — ИПОСТАСЬ -и; ж. [греч. hypostasis — сущность, основание] 1. Церк. В христианстве: особенность каждого из трёх лиц Троицы. Единый Бог существует в трёх ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Толковый словарь Кузнецова
  8. ипостась — ИПОСТАСЬ, и, ж. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьейн. сущности, а также (обычно ирон.) чья-н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси кто-н. Толковый словарь Ожегова
  9. ипостась — Ипостаси, ж. [греч. hypostasis – сущность] (церк.). По богословской терминологии – одно из лиц христианской троицы. Большой словарь иностранных слов
  10. ипостась — ИПОСТ’АСЬ, ипостаси, ·жен. (·греч. hypostasis — сущность) (церк.). По богословской терминологии — одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 ·знач. ). Толковый словарь Ушакова
  11. ипостась — ипостась I ж. Каждое из лиц триединого Бога. II ж. Одна из форм проявления, воплощения кого-либо или чего-либо; качество, роль, амплуа. Толковый словарь Ефремовой
  12. ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis — сущность, основание) — термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. Большой энциклопедический словарь
  13. ипостась — ипоста́сь ж. "существо, сущность", диал. поста́сь "лицо", поста́сный "видный, с длинной бородой" (у раскольников), русск.-цслав. ϋпостась (Мин. 1095 г. и др.). Из греч. ὑπόστασις; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 69. Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. ипостась — ИПОСТАСЬ ж. церк. греч. лицо, особа; принято о Святой Троице, одно из лиц Св. Троицы. Бог, единый по существу, тройственный ипостасьми. Ипостасный к ипостаси относящ. Толковый словарь Даля