ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ

ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ (Λεόντιος) (6 в.) – византийский монах и богослов. О его жизни почти ничего не известно. Родился в Иерусалиме, по его собственным словам в молодости был несторианином, затем возвратился в православие. Автор трех сочинений, посвященных христологической полемике: «Против несториан и евтихиан», «30 глав против Севира Антиохийского», «Против обманов аполлинаристов». Опираясь на вероопределение Халкидонского собора 451, что Христос существует в двух природах (φύσις) и одной ипостаси (ὑπόστασις), Леонтий стремится дать точное определение этих понятий, опираясь на аристотелевские логические категории. Природу он отождествляет с сущностью (οὐσία). Природа означает общность происхождения, т.е. нечто обобщающее. Но реально существуют только отдельные вещи, которые Леонтий вслед за каппадокийцами [КАППАДОКИЙЦЫ]определяет понятием «ипостась». Природа реально существует только в ипостаси. Однако существование какой-либо природы в данной ипостаси не значит, что это ипостась данной природы. Природа может осуществиться не только в присущей ей ипостаси, но и в ипостаси иной природы, поэтому существуют одноприродные и составные ипостаси. Примером последней является человек, представляющий собой одну ипостась, но состоящий из двух природ – души и тела. Т.о., в составной ипостаси одна природа существует в ипостаси другой. Чтобы описать способ такого соединения, Леонтий вводит термин «воипостасность» (ἐνυπόστατον). Ипостась есть что-то или кто-то, воипостасность же указывает на то, что существует в другом, и означает соединение природ в одной ипостаси без слияния и без утраты свойств природ; Леонтий именует это ипостасным единством. Воплощение Бога Слова, будучи тайной, является нам в лице Христа, в котором соединились совершенный Бог, «один из Святой Троицы», и совершенный человек, «один из нас». Единая ипостась Богочеловека, обозначаемая именем Христа, есть ипостась Бога Слова, восприемлющая человеческую природу, и притом индивидуализированную человеческую природу – Христос как человек отличается своими индивидуальными признаками от других людей. Он «один из нас». Леонтий говорит о воплощении как втором рождении Слова, а не человеческой природы Христа от Девы Марии, поскольку Его человеческая природа существует только в Слове. Т.о., понятие ипостаси выражает единство личности Христа, а понятие воипостасности определяет полноту реальности в Нем человеческой природы. Работа Леонтия оказала влияние на последующее развитие христианского богословия в течение всего Средневековья.

Сочинения:

1. MPG, t. 86.

Литература:

1. Соколов В. Леонтий Византийский, его жизнь и литературные труды. Сергиев Посад, 1916;

2. Evans D.В. Leontius of Byzantium: an Origenist Christology. Wash., 1970;

3. Otto S. Person und Subsistenz: die philosophische Anthropologie des Leontios von Byzanz. Ein Beitrag zur spätantiken Geistesgeschichte, Münch., 1968;

4. Loofs F. Leontius von Byzanz und die gleichnamigen Schriftsteller der griechischen Kirche. Lpz., 1887.

А.В.Иванченко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Леонтий византийский — (иерусалимский) (по месту рождения — византийский, по месту пребывания — иерусалимский) — церковный историк и богослов-ересеолог († около 590 г.). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона