ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назианзин (Γρηγόριος ὁ Θεολόγος καὶ Ναζιανξινός) (329/330, Арианз, близ Назианза в Каппадокии – ок. 390, Назианз) – отец Церкви, один из каппадокийцев [КАППАДОКИЙЦЫ]. Сын Григория старшего, епископа Назианза, и св. Нонны. Сначала обучался в риторской школе Кесарии Каппадокийской, затем – в христианских школах Кесарии Палестинской и Александрии; 10 лет учился в Афинах, где сдружился с Василием Великим [ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ] и встретился с будущим императором Юлианом. Около 362 был против воли рукоположен отцом в сан священника. В 372 Василий Великий рукополагает его в епископы глухого городка Сасимы, на кафедру которого Григорий так никогда и не вступил, уехав на время в Назианз, чтобы помогать отцу в делах управления местной церковью. После смерти отца в 374 удаляется в Селевкию в Исаврии, где ведет монашескую жизнь. В 379 принял руководство никейской общиной Константинополя, а в 381 был утвержден в качестве епископа и председательствовал на 2-м Вселенском соборе. Вскоре вернулся в Назианз, где возглавлял епископскую кафедру до 383. Последние годы жизни провел в своем поместье, посвятив себя литературным занятиям и аскезе.

Григорий не создал собственной богословской системы. Блестящий ритор, он снискал славу одного из выдающихся проповедников 4 в. («христианский Демосфен»). Первое место в его наследии занимают 45 слов, из которых выделяются «5 Богословских слов» (Or. 27–31), произнесенные в Константинополе в 380 и давшие ему почетное имя «Богослова». Здесь он опровергает ереси евномиан и македониан и отстаивает ортодоксальное учение о Троице. Автор 245 писем и автобиографической поэмы «О своей жизни», сравнимой с «Исповедью» Августина [АВГУСТИН].

В своем учении о богопознании Григорий полемизирует с арианским рационализмом Евномия и отрицает возможность постичь тварным человеческим разумом Бога в его сущности. Бог, «чистая и первая природа» (Or. 28), являет свою славу лишь в подобиях, «со спины», как Моисею (Исх. 33:22, 23). Непознаваемость и неизреченность (трансцендентность) утверждается т.о. на пути апофатической теологии, которая допускает только отрицательные утверждения о Боге. Богопознание реализуется как личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель христианской жизни (спасение). Это предполагает в первую очередь отстранение от чувственного мира, очищение и восхождение ума (κάθαρσις), т.е. обожение (θέοσις), принципиально возможное благодаря вочеловечению Бога-Слова. Различные ступени богопознания соответствуют поэтому изменениям преображаемого аскезой человека, который стремится ко все более ясному созерцанию Троицы, к соединению с чистым божественным умом.

Центральными в творчестве Григория являются тринитарная проблема и христология. Как Василий Великий и Григорий Нисский [ГРИГОРИЙ НИССКИЙ], он отстаивает единосущие [ЕДИНОСУЩИЕ] Троицы. Троичность как тайна есть «неразделимое разделение», «Единое в трех и три в Едином» (Or. 39). Григорий впервые обозначил различия Лиц как «нерожденность», «рождение» и «похождение» (Or. 25), выражая тем самым взаимные отношения Лиц (σχέσεις). В христологии (Ер. 101, 102) Григорий критикует Аполлинария Лаодикийского, утверждая полноценность человеческой природы Христа: в личности Христа происходит совершенное сущностное соединение двух природ. Марию Григорий называет «Богородицей».

Влияние Григория на Церковь – Восточную, как и Западную – было огромным. Уже Руфин считал его учение нормой ортодоксии, а многие западные отцы, в т.ч. Фома Аквинский [ФОМА АКВИНСКИЙ], постоянно обращались к нему; Григория высоко ценили и гуманисты (напр., Меланхтон [МЕЛАНХТОН]). Он оказал также значительное влияние на византийскую гимнографию (рождественский, богоявленский и пасхальный каноны Иоанна Дамаскина).

Сочинения:

1. MPG, t. 35–38;

2. в рус. пер.: Творения Григория Богослова, т. 1–2. М., 1843–1848 (репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994).

Литература:

1. Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998;

2. Fleury Е. St. Grégoire de Nazianze et son temps. P., 1930;

3. Ruether R.R. Gregory of Nazianzus. N. Y. – Oxf., 1969;

4. Bernardi J. Grégoire de Nazianze. P., 1995.

А.В.Михайловский

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — (Grngorios o Teologos), или Назианзин (Nazianznnos) (ок. 328 — ок. 389), — деятели вост.-рим. церкви, один из т. н. "отцов церкви". Происходил из каппадокийской землевладельч. знати. Получил блестящее филос. образование. Советская историческая энциклопедия
  2. Григорий Богослов — орф. Григорий Богослов Орфографический словарь Лопатина
  3. Григорий Богослов — Григорий Богослов (Григорий Назианзин) (около 300 — около 390), христианский мыслитель, поэт, церковный деятель, один из трёх «вселенских учителей» Восточной церкви. Друг и сподвижник Василия Великого; епископ г. Назианз (Малая Азия). Большая биографическая энциклопедия
  4. Григорий Богослов — (Григорий Назианзин (329 или 330, Арианз близ г. Назианза, Каппадокия в М. Азии, — ок. 390, там же), греческий христианский мыслитель, писатель и поэт, представитель патристики. Словарь по культурологии