ГРЕХ

ГРЕХ – религиозно-понятое моральное зло; нарушение воли Божьей, выраженной в Откровении или постигаемой как непреложный закон нравственного миропорядка. В обыденной русской речи слово «грех» употребляется и для обозначения проступка, вины, распутства вне прямой связи с законом и волей Творца мира. В христианской религии и богословии, а также и в христианской философии «грех» – центральное понятие, органически связанное с идеей спасения [СПАСЕНИЕ] и искупления. Грех – выражение зла. Природа и причины зла, способы его преодоления – одна из ключевых проблем всей философской мысли вплоть до настоящего времени.

По христианскому учению, «грех есть беззаконие» (1 Ин 3:4). Он совершается и тогда, когда поступают вопреки тому, что сказано в законе, и тогда, когда не исполняют предписанных законом положительных действий. Ветхий Завет требует неукоснительного выполнения закона. В Новом же Завете исполнение закона считается недостаточным для спасения – помимо внешних дел необходимо определенное духовное состояние: «...Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (Гал 2:16). На языке философской этики это означает, что важно не только действие само по себе, но и то, что побудило к этому действию. По Канту, нравственная ценность поступка определяется мотивом. Грех может быть «мысленным», не выразившимся в действиях. Наши мысли и чувства побуждают нас к словам и поступкам. Грех может быть «словесным», когда греховная мысль получает выражение в словах. И наконец, есть «греховные дела», поступки. Греховные дела одних людей становятся образцом подражания для других. По своему существу грех противоположен любви – главной христианской добродетели. В основе греха лежит эгоизм и самолюбие. Грех, порождаемый соблазном блаженства и счастья, на деле – путь к духовной и физической смерти.

Бог сотворил человека совершенным, безгрешным по естеству и свободным по воле. Грехопадение Адама, соблазненного дьяволом, состояло в нарушении единственного данного ему Богом запрета – не есть плодов с древа познания добра и зла. Оно оказалось возможным именно потому, что Адам, созданный по образу и подобию Божию, обладал свободой воли, но не выдержал испытания свободой, сознательно, из гордыни, из желания стать наравне с Богом удалился от Бога. Он дал место злу, потерял внутреннюю гармонию и исказил в себе образ Божий. Последствием первородного греха явилось и осквернение природы – «мир во зле лежит». Хотя потомки Адама и не участвовали в его грешном деянии, первородный грех передается по наследству в силу порочного состояния, в котором находится природа и рождаются люди. Безгрешных людей нет. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Тот, кто считает себя праведным и не нуждающимся в прощении грехов, а молится только за других, по 115 (129) правилу Карфагенского собора (419), подлежит анафеме.

Христианские конфессии расходятся в определении того, насколько поврежден образ Божий в человеке. Более всего настаивают на полной извращенности человеческой природы протестантские церкви: человек потерял не только подобие Бога, но и сам образ Бога, он утратил и свободу воли, попав в рабство греха. Согласно католическому учению, природа человека осталась неповрежденной, он лишился лишь благодати [БЛАГОДАТЬ]; православие учит тому, что падение повлекло за собой не только потерю благодати, но и порчу природы, свобода сохраняется в природе человека, но потому и от усилий его воли зависит спасение [СПАСЕНИЕ]. «Бог подвергает риску вечной гибели совершеннейшее Свое творение именно для того, – говорит православный богослов, – чтобы оно стало совершеннейшим. Парадокс этот неустраним: в самом своем величии – в способности стать Богом – человек способен к падению; но без этой способности пасть нет и величия. Поэтому, как утверждают отцы, человек должен пройти через испытание, πει̃ρα, чтобы обрести сознание своей свободы, сознание той свободы любви, которой ждет от него Бог» (Лососий В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991, с. 243).

Согласно Новому Завету, Христос принял на себя грехи людей и открыл им дорогу к спасению. Православие учит, что человек очищается от греха посредством участия в «подвиге Христовом», что вера без дел мертва. Протестантские церкви настаивают на том, что спасает только вера, получение которой зависит целиком от Бога, человек греховен настолько, что не способен ни к каким добрым делам.

Христианские богословы и философы расходятся в трактовке греха и в вопросе о том, имеет ли зло, выражением которого является грех, онтологическое существование, самостоятельную сущность, или же оно только уклонение от добра, состояние природы тех существ, которые отпадают от Бога. Отцы церкви считали зло и грех лишь болезненным искажением того, что создано Творцом мира. Повторение греха создает привычку и укрепляет греховные страсти, порождает порок. Христианство различает виды греха по содержанию, форме, степени тяжести. Все грехи могут быть прощены человеку, кроме одного: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф 12:32).

Имеет ли понятие греха какой-либо реальный смысл с позиций нерелигиозной философии? Основные направления философской мысли искали смысл существования, единственно правильный путь жизни и, следовательно, признавали совершающиеся всегда и повсюду уклонения от единственно правильного пути. Все религии держались этого взгляда, независимо от того, что конкретно они считали праведным или неправедным. Уже древнейшие запреты (табу) генетически связаны с идеей греха, вольного или невольного отступления от должного. Речь, по существу, всегда шла о том, есть ли высший смысл существования и если есть, то в чем он состоит. Кант утверждает существование безусловного, не выводимого эмпирически нравственного закона, наличие которого делает необходимыми выводы о существовании Бога и бессмертии души. Путь борьбы с грехом лежит через познание всех наших обязанностей как божественных заповедей. Для Гегеля очищение от грехов и ошибок достигается посредством познания человеком своей принадлежности к абсолютному духу. У Фихте исцеление духа осуществляется через уяснение высших вопросов бытия. Материалистическая и атеистическая мысль часто объявляли понятие греха фикцией. Однако, напр., марксистская философия не отрицала понятия истинной жизни, напротив, достижение материального благополучия и равенства считала условием подлинно человеческой жизни и началом подлинной человеческой истории. Атеистические направления в экзистенциализме [ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ] в качестве важнейшей категории рассматривают аутентичность, подлинность существования, а, стало быть, признают неравноценность способов, каким оно осуществляется. В современной западной цивилизации усиливаются, однако, настроения, отрицающие понятия праведного и неправедного (греховного). Требуя эмпирических подтверждений любых высказываний, ссылаясь на «здравый смысл», человек отказывается обсуждать вопросы о высшем смысле жизни и подлинном существовании, видя цель в достижении благополучия, успехов в делах, поддержании здоровья, долголетия и т.п. Греховность, как и святость, утрачивает в его глазах сколь-либо серьезное значение, кажется изжившим себя понятием.

В.Н.Шердаков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. грех — Грех/. Морфемно-орфографический словарь
  2. грех — Это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Грех — (преступление закона). Грех есть беззаконие (1 Ин 3:4). Он перешел к человеку от диавола. прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию. От греха Адамова произошли проклятие и смерть. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. Грех — I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В евр. яз. существует целый ряд слов, к-рые переводятся как Г. или грешить: 1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или«упущение» истинной цели... Библейская энциклопедия Брокгауза
  5. Грех — (Хет) Всякое деяние, при котором человек нарушает повеление или запрет Торы*. Все заповеди Торы, определяют ли они отношения между человеком и его ближним или отношения между человеком и Творцом, даны Превечным для исполнения... Энциклопедия иудаизма
  6. Грех — Религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). Понятие "Г." зародилось в язычестве у мн. народов, но преимущественно оно является библейским понятием. Педагогический терминологический словарь
  7. грех — орф. грех, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. грех — Род. п. греха́, укр. грiх, ст.-слав. грѣхъ ἁμαρτία, ἁμάρτημα, болг. грехъ́т, сербохорв. гри̏jex, род. п. гpиjèxa, словен. grȇh, чеш. hřích, слвц. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrěch, н.-луж. grěch. Это слово обнаруживает в ст.-слав. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. грех — Общеслав. Того же корня что и греза. Исходное значение — «промах, ошибка», ср. погрешить (против истины), огрехи. Аналогическое развитие значения наблюдается в др.-инд. pataka «грех» < «падение». Религиозное значение — из ст.-сл. яз. Этимологический словарь Шанского
  10. Грех — Грех в католицизме — это «слово, действие или желание, противные вечному Закону». Концепция греха в католицизме предполагает, что грех есть проступок против истины, разума, чистой совести... Католическая энциклопедия
  11. грех — ГРЕХ -а; м. 1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого-л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу (разг. Толковый словарь Кузнецова
  12. грех — Вы, наверное, удивитесь, узнав, что грех одного корня с глаголом греть (слово образовано с помощью суффикса "х" по той же модели, что и смех). Первоначально грех означало "то, что жжет, мучает". Этимологический словарь Крылова
  13. грех — (иноск.) — беда, неудача На грех — к несчастию Ср. Как на грех Он взобрался к ней на лестницу. Полонский. Анна Галь. Ср. Да вот что грех: она была спесива. Крылов. Разборчивая невеста. См. грех да беда на кого не живет. Фразеологический словарь Михельсона
  14. грех — • большой ~ • великий ~ • огромный ~ • смертный ~ • совершенный ~ • страшный ~ • тяжелый ~ • тяжкий ~ Словарь русской идиоматики
  15. грех — Общеславянское – grechъ (ошибка, путаница). Древнерусское – гр(ять)хъ. Старославянское – гр(ять)хъ. Слово «грех» широко распространенно в древнерусском (с XI в.) и старославянском языках с известным современному русскому языку значением «ошибка», «грех». Этимологический словарь Семёнова
  16. грех — Не грех, с инф., кому (разг.) — позволительно, следовало бы. ► Старику не грех и отдохнуть. С грехом пополам (разг.) — плоховато, едва- едва. ► Он объясняется по-русски с грехом пополам. Грешным делом, вводное слово (разг. Фразеологический словарь Волковой
  17. Грех — Религиозное представление о нарушении в мыслях или действиях воли бога, вопрощенной в нравственных предписаниях, религиозных нормах и образе жизни Краткий религиозный словарь
  18. грех — ГРЕХ, а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять... Толковый словарь Ожегова
  19. Грех — Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. По определению апостола... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. грех — Грехопадение, ошибка, погрешность, прегрешение, согрешение, преступление, провинность, упущение; беззаконие Грехи молодости Отпущение всех вольных и невольных прегрешений Прости, господи, согрешения мои ср. !! ошибка см. Словарь синонимов Абрамова
  21. Грех — В общеупотребительном смысле — предосудительный поступок, в религиозном понимании — нарушение религиозно-нравственных предписаний, специфическая религиозная оценка вины человека, не перед обществом или другим человеком, а перед богом. Сексологическая энциклопедия
  22. грех — -а, м. 1. У верующих: нарушение религиозно-нравственных предписаний. Замолить грех. Впасть в грех. □ Я никогда не врал — у нас это считалось грехом. Гладков, Вольница. 2. Предосудительный поступок, ошибка, недостаток. Грехи молодости. Малый академический словарь
  23. грех — грех I м. 1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний или правил. 2. перен. Предосудительный поступок; ошибка, недостаток. II предик. О чём-либо как о греховном. Толковый словарь Ефремовой
  24. ГРЕХ — ГРЕХ — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие "греха" выделяется из более древнего и внеморального понятия "скверны" (как бы физической заразы или нечистоты... Большой энциклопедический словарь
  25. грех — • Змеиный (Бальмонт). • Нежный (Бальмонт). • Черный (Фофанов). Словарь литературных эпитетов
  26. грех — ГРЕХ, греха, ·муж. 1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (рел.). Самоубийство — грех. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. Толковый словарь Ушакова
  27. грех — ГРЕХ м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. || Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Толковый словарь Даля
  28. грех — сущ., м., употр. часто (нет) чего? греха, чему? греху, (вижу) что? грех, чем? грехом, о чём? о грехе; мн. что? грехи, (нет) чего? грехов, чему? грехам, (вижу) что? грехи, чем? грехами, о чём? о грехах... Толковый словарь Дмитриева