Грех

I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.

А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

В евр. яз. существует целый ряд слов, к-рые переводятся как Г. или грешить:

1) хата и производные слова указывают на движение в неверном направлении или«упущение» истинной цели;

2) паша (глагол) и образованное от него сущ. пеша выражает возмущение, протест;

3) ава, прежде всего, означает «кривить», «искривлять». Производное от него сущ. авон следует понимать как «кривду», «уклонение», «преступление»;

4) шага и сущ. шегага выражают присущее человеку блуждание, «заблуждение». В отличие от рус. слова «грех», эти евр. слова могут употребляться и в мирском значении, не имея при этом религ. оттенка. Тем не менее и при таком употреблении обозначаются важнейшие приметы Г., к-рый в ВЗ не является абстрактным понятием, а представляет собой опред. образ жизни человека. В какой бы форме не проявлялось греховное поведение — как упущение поставленной Богом цели или как протест против Него, — по своей сути Г. всегда означает: «Тебе единому согрешил я» (Пс 50:6). Т.о.,для того чтобы определить поведение человека как грешное, следует соотнести его проступок с Божьей волей. Г. всегда есть нарушение закона Божьего, Божьей воли, выраженной в заповедях и предписаниях или же изнач. вложенной в сознание и чувства людей в виде совести (ср. «грех есть беззаконие»- 1Ин 3:4). Само многообразие евр. слов, переведенных как Г., показывает, что полностью уяснить значение понятия «грех» невозможно; в каждом конкретном случае можно разглядеть лишь часть его.

Б. ПРОЯВЛЕНИЯ ГРЕХА

разнообразны, практически он встречается во всех областях жизни:

1) в ВЗ большое значение придается выявлению Г. в области богослужения и культа. Так, культовые заповеди регулировали общение с Богом (первые четыре заповеди — Исх 20:1-11 являются исходным пунктом и основой многообразных культовых предписаний: см. книгу Левит). Несоблюдение и нарушение культовых заповедей всегда считалось Г. (Исх 30:38; Лев 7:25; 1 Цар 2:17; 6:19). Это относится также и к предписаниям о чистоте, причем священник должен решать, чист или нечист человек, совершивший грех невольно или по незнанию (см. Агг 2:10-13);

2) в ВЗ Бог является Господом всей жизни Своего народа. Поэтому Он устанавливает правила поведения во всех сферах жизни (см. прежде всего Исх 20:12 и след. ). Благодаря этому взаимоотношения людей переходят во взаимоотношения с Богом, и упущения в чисто человеческой сфере превращаются в нарушения Божьих установлений. Задачей пророков как раз и является вновь и вновь напоминать о Божьих заповедях и обличать Г. в межчеловеческих отношениях как непослушание Богу и вину перед Ним (2Цар 12:7-12; Ам 5:21-24);

3) Г. всегда означает отпадение от Бога, потому что вся жизнь соотносится с Богом. Совершающий Г. живет безбожно; грешник — это человек без Бога.

В. СУЩНОСТЬ ГРЕХА.

Библия и, в часта. книга Левит.не описывает происхождения зла см. Зло, злоба, злобный. Но в рассказе о грехопадении открывается сущность греха. Вне сомнения, под грехопадением подразумевается нечто большее, чем первый случай непослушания Богу. Запретное древо в раю означает тот предел, к-рый напоминает человеку о его сотворенности, несмотря на всю высоту положения, опред. ему Богом. Поэтому при грехопадении говорится о желании человека быть равным Богу, а вместе с тем и об утрате им невинности, привязывавшей его, как дитя, к Отцу и Создателю. Человек своевластно обрел знания о том, что есть добро и зло. В грехопадении человеческое «я» восстает против ограничений собств. свободы. В этом и проявляется сущность Г.: человек отворачивается от Бога, попирая как богобоязненность, так и доверие к Богу и возводя на престол собств. «я». Грехопадение — это ключевое событие после сотворения мира. В результате его человечество утрачивает рай и общение с Богом. Этим определяется дальнейшая судьба всего человечества (Рим 5:12 и след.). Всякий последующий Г. берет свое начало в грехопадении, только исходя из этого можно понять весь ужасающий смысл Г. Вместе с тем человек изобличается как грешник. Он — тот, кто жаждет Г., ибо восстает против Бога. А поскольку он желает Г., значит, он виновен. Человек в греховном состоянии, виной к-рому становится он сам, живет, как узник, неспособный преодолеть Г. и вынужденный ему подчиниться. Ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). Начиная с Августина Блаженного богосл. мысль для обозначения этого состояния использует понятие «первородный грех» или «наследственный грех».

Г. ГРЕХ И ВИНА.

Библия не дает всеобъемлющего объяснения Г. В ней говорится о третьей «действующей силе», помимо Бога и человека: сатане, т.е. см. Дьяволе, или «власти тьмы» (Кол 1:13). Свидет-вуя о существовании и действии этой силы, Библия,тем не менее, не размышляет о природе зла (ср. 1Кор 13:5: греч — оулогидзетаи — «не размышляет» о зле, в Синод, пер. — «не мыслит зла»). Нигде в Библии не говорится о том, что человек освобожден от ответственности за свои Г. Г. — это всегда вина, здесь ВЗ не знает различий. В евр. яз. корень ашам — «быть виновным» — особо подчеркивает лежащую на человеке вину (см. выше, 1,А,3). Вину всегда можно приравнять к нечистоте. При этом различие между невольными (Лев 4:13,22) и сознательными (Чис 15:30) прегрешениями указывает лишь на степень вины. Не являются оправданием и ссылки на человеческую слабость (Иов 15:14; 25:4; Пс 50:7; 142:2). Г. приводит человека к вине (см. Вина) перец Богом, что требует искупления. Для этого в ВЗ Бог назначил множество жертвоприношений (см. Жертва). Конечно, с т.зр. Н3,это только временная возможность уйти от суда, к-рый выносит приговор Г. Но и здесь Г. — это прежде всего пагубные действия человека, приводящие его к противостоянию Богу, в результате чего он отступает от своей задачи — жить как Божие создание.

II. НОВЫЙ ЗАВЕТ. Хотя ВЗ и указывает на гибельность Г. и на вину грешника, только НЗ говорит о преодолении Г. посредством жертвы Иисуса Христа.

А. ДАННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

В НЗ, так же как и в ВЗ, имеется несколько слов для обозначения Г.:

1) греч. глагол хамартано и сущ. хамартиа означают соотв. «промахнуться» и «упущение». Хамартиа чаще всего встречается в НЗ и не только означает упущение перед Богом, но и вместе с тем подчеркивает вину согрешившего. Под этим могут подразумеваться греховные дела (напр.,Деян 2:38; 3:19; Евр 1:3;2:17), греховная сущность человека (Ин 9:41; 1 Ин 1:8) и персонифициров. власть Г. (Рим 5:12; Гал 3:22; Рим 5-7 полностью);

2) реже в НЗ встречается слово хамартема, к-рым иногда обозначаются греховные дела. Паракоэ подразумевает непослушание, а аномиа — беззаконие. Этим в основном исчерпывается употребление слов, выражающих понятие Г.

Б. ИИСУС КАК ПОБЕДИТЕЛЬ ГРЕХА:

1) примочат., что Евангелия (за искл. Ев. от Иоанна) весьма редко касаются понятия Г. Иисус не развивает и не систематизирует учения о Г., к-рый для Него — реальность, связ. с человеком. Его проповеди и деяния — это преодоление Г. и спасение от него (Мф 9:13; Лк 5:8). см. Искупление, искупать, см. Прощение, простить, см. Жертва (IV). Иисус провозглашает Царство Божие (Мк 1:15), для наступления к-рого необходимо покаяние в Г. Посредством Иисуса Бог протягивает грешному человеку Свою руку, к-рая вернет грешника в Его дом (Лк 5:10; 7:37 и след.; 19:1 и след.). По поручению Отца Иисус преодолевает Г. через прощение (Мф 9:2). Христос правомочен делать это, поскольку берет на себя Г. мира (Ин 1:29,36; 1 Ин 1:7; 2:2). Этим он дарует человеку полную свободу (Ин 8:34,36). Своей деят-стью Иисус разделяет человечество, призывая каждого принять решение, на чьей он стороне (Ин 9:41; 15:22-24). Отвергающий Его избирает смерть (Ин 8:24); исповедующий Ему свои Г. получает прощение (1Ин 1:9);

2) лучше всего разъясняется отношение Иисуса к Г. в притче о блудном сыне (Лк 15:11 и след.). Г. — это отход от отчего дома и блуждание в чуждом мире, это вина перед людьми и перед Богом. Явление Христа приносит осознание Г. и призывает к покаянию (см. Покаяние, каяться). Ради Иисуса грешник может отвратиться от Г. (см. Обращение, обратить, обратиться), и тогда он найдет Бога, Который ждет и принимает с любовью каждого человека;

3) Иисус — это единств, возможность победить Г. Тот, кто отвергает Христа как победителя Г., останется во Г. (Ин 8:21,24; 9:39-41; 15:22-25).см. Проклятие, проклинать.

В. ГРЕХ КАК ПРЕОДОЛЕННАЯ ВЛАСТЬ.

Подробнее других апостолов о Г. говорит Павел. Но и он делает это только для того, чтобы определить действие благодати (милости) Божьей и искупления жертвой Иисуса Христа, т.е. Павел, в сущности, также не развивает учения о Г.:

1) осознание Г. Павлом произошло в момент его встречи с воскресшим Иисусом Христом (1Кор 15:9; 1 Тим 1:15), явившимся ему на пути в Дамаск и открывшим, что гонения против Церкви Христовой являются результатом неосознанной глубокой враждебности к Богу. Будучи грешником, Павел оставался Божьим врагом до тех пор, пока Иисус не победил его Г. Только теперь Павел получил возможность постигнуть сущность Г.;

2) Г. пришел в мир через Адама (Рим 5:12 и след.), и т.о. произошло его вторжение в сферу человеч. жизни. Г. — сила, существующая вне человека и исходящая от дьявола, к-рый приступает к человеку как искуситель (Мф 4:1-11; 13:28; Откр 12:9). 0дна-ко это не отменяет вины грешника; он сам не захотел противостоять искушению, а поддался ему (Рим 5:12), и теперь Г. живет в нем (Мф 15:19; Мк7:21;Иак 1:14);

3) Г.несетссо-бой смерть (Рим 6:23), к-рая также свидет-вует о подверженности человечества Г. (1Кор 15:56). След.,Г. — это нечто большее, чем пагубное поведение человека; в конечном счете греховность — это состояние человечества. Люди находятся под властью Г. При этом за Г. как отдельными деяниями следует различать Г. как человеческую сущность, проявлением к-рой и являются отдельные Г.;

4) наконец, существует еще одна сила, к-рая квалифицирует многие поступки как Г.: это Закон (Рим 5:13; 7:8; Гал 3:19), к-рый является не чем иным, как орудием Бога. Закон определяет греховное самоутверждение человека как восстание против Бога (Рим 1:21), напр., Г. Адама. Но посредством Закона, вместе с тем, обнажается и демонич. сила Г. В своем «плотском» бытии (см. Плоть, плотский, плотяной) человек — это проданный Г. раб (Рим 7:14), Г. владеет им;

5) при всем этом Павел знает, что Г. может быть преодолен Христом (Рим 8:3). Г. действительно был преодолен смертью безгрешного Иисуса, Которого Господь сделал жертвою за Г. (2Кор 5:21). То, что Иисус претерпел на кресте, Он претерпел за грешников, «за нас» (2Кор 5:21;ср. 1Кор 15:3; Гал 1:4). Так, Он искупил человечество, через Него воцарилась благодать (Рим 5:21). Иисус — вечный безгрешный Первосвященник, Который раз и навсегда принес Себя в жертву за Г. (Евр 2:17; 4:14 и след.; 7:24-26; 9:11-15). Благодаря жертве Иисуса, для человека, подчиненного Г., забрезжила надежда. В своей вере в Иисуса он вместе с Ним принимает смерть и умирает для Г. (Рим 6:2). Отныне Г. уже не имеет прав на него (Рим 6:13,18 и след.), человек в вере жив Богом и Иисусом Христом;

6) жизнь в вере полна напряжения, ибо освобождение от власти Г. не означает безгрешности. Верующий еще не достиг совершенства (Рим 8:10), а ждет того (Рим 8:18),чтобы Г. и его последствия окончат, были уничтожены со Вторым пришествием Иисуса (Рим 8:11; 1 Кор 15:26). До этого срока он в своей жизни постоянно нуждается в действенном очищении кровью Иисуса Христа (1Ин 1:7-10; 3:3). см. Беспорочный, безупречный, безукоризненный (невиновный).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Грех — В общеупотребительном смысле — предосудительный поступок, в религиозном понимании — нарушение религиозно-нравственных предписаний, специфическая религиозная оценка вины человека, не перед обществом или другим человеком, а перед богом. Сексологическая энциклопедия
  2. грех — (иноск.) — беда, неудача На грех — к несчастию Ср. Как на грех Он взобрался к ней на лестницу. Полонский. Анна Галь. Ср. Да вот что грех: она была спесива. Крылов. Разборчивая невеста. См. грех да беда на кого не живет. Фразеологический словарь Михельсона
  3. грех — -а, м. 1. У верующих: нарушение религиозно-нравственных предписаний. Замолить грех. Впасть в грех. □ Я никогда не врал — у нас это считалось грехом. Гладков, Вольница. 2. Предосудительный поступок, ошибка, недостаток. Грехи молодости. Малый академический словарь
  4. ГРЕХ — ГРЕХ – религиозно-понятое моральное зло; нарушение воли Божьей, выраженной в Откровении или постигаемой как непреложный закон нравственного миропорядка. Новая философская энциклопедия
  5. грех — Грех/. Морфемно-орфографический словарь
  6. грех — орф. грех, -а Орфографический словарь Лопатина
  7. грех — Общеславянское – grechъ (ошибка, путаница). Древнерусское – гр(ять)хъ. Старославянское – гр(ять)хъ. Слово «грех» широко распространенно в древнерусском (с XI в.) и старославянском языках с известным современному русскому языку значением «ошибка», «грех». Этимологический словарь Семёнова
  8. Грех — (Хет) Всякое деяние, при котором человек нарушает повеление или запрет Торы*. Все заповеди Торы, определяют ли они отношения между человеком и его ближним или отношения между человеком и Творцом, даны Превечным для исполнения... Энциклопедия иудаизма
  9. грех — Не грех, с инф., кому (разг.) — позволительно, следовало бы. ► Старику не грех и отдохнуть. С грехом пополам (разг.) — плоховато, едва- едва. ► Он объясняется по-русски с грехом пополам. Грешным делом, вводное слово (разг. Фразеологический словарь Волковой
  10. грех — • большой ~ • великий ~ • огромный ~ • смертный ~ • совершенный ~ • страшный ~ • тяжелый ~ • тяжкий ~ Словарь русской идиоматики
  11. Грех — Религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди). Понятие "Г." зародилось в язычестве у мн. народов, но преимущественно оно является библейским понятием. Педагогический терминологический словарь
  12. Грех — (преступление закона). Грех есть беззаконие (1 Ин 3:4). Он перешел к человеку от диавола. прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию. От греха Адамова произошли проклятие и смерть. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  13. Грех — Грех в католицизме — это «слово, действие или желание, противные вечному Закону». Концепция греха в католицизме предполагает, что грех есть проступок против истины, разума, чистой совести... Католическая энциклопедия
  14. грех — Грехопадение, ошибка, погрешность, прегрешение, согрешение, преступление, провинность, упущение; беззаконие Грехи молодости Отпущение всех вольных и невольных прегрешений Прости, господи, согрешения мои ср. !! ошибка см. Словарь синонимов Абрамова
  15. грех — Это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии. Библейский словарь Вихлянцева
  16. грех — сущ., м., употр. часто (нет) чего? греха, чему? греху, (вижу) что? грех, чем? грехом, о чём? о грехе; мн. что? грехи, (нет) чего? грехов, чему? грехам, (вижу) что? грехи, чем? грехами, о чём? о грехах... Толковый словарь Дмитриева
  17. грех — Общеслав. Того же корня что и греза. Исходное значение — «промах, ошибка», ср. погрешить (против истины), огрехи. Аналогическое развитие значения наблюдается в др.-инд. pataka «грех» < «падение». Религиозное значение — из ст.-сл. яз. Этимологический словарь Шанского
  18. грех — • Змеиный (Бальмонт). • Нежный (Бальмонт). • Черный (Фофанов). Словарь литературных эпитетов
  19. грех — ГРЕХ -а; м. 1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого-л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу (разг. Толковый словарь Кузнецова
  20. грех — ГРЕХ, а, м. 1. У верующих: нарушение религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Отпущение грехов. Вольный, невольный г. Тяжкий, смертный г. 2. То, что лежит на совести, отягощает её как чувство вины. Г. на душе лежит. Взять г. на душу. Снять... Толковый словарь Ожегова
  21. грех — ГРЕХ м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. || Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Толковый словарь Даля
  22. грех — ГРЕХ, греха, ·муж. 1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (рел.). Самоубийство — грех. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. Толковый словарь Ушакова
  23. грех — Вы, наверное, удивитесь, узнав, что грех одного корня с глаголом греть (слово образовано с помощью суффикса "х" по той же модели, что и смех). Первоначально грех означало "то, что жжет, мучает". Этимологический словарь Крылова
  24. грех — грех I м. 1. Нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозно-нравственных предписаний или правил. 2. перен. Предосудительный поступок; ошибка, недостаток. II предик. О чём-либо как о греховном. Толковый словарь Ефремовой
  25. Грех — Религиозное представление о нарушении в мыслях или действиях воли бога, вопрощенной в нравственных предписаниях, религиозных нормах и образе жизни Краткий религиозный словарь
  26. ГРЕХ — ГРЕХ — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие "греха" выделяется из более древнего и внеморального понятия "скверны" (как бы физической заразы или нечистоты... Большой энциклопедический словарь
  27. грех — Род. п. греха́, укр. грiх, ст.-слав. грѣхъ ἁμαρτία, ἁμάρτημα, болг. грехъ́т, сербохорв. гри̏jex, род. п. гpиjèxa, словен. grȇh, чеш. hřích, слвц. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrěch, н.-луж. grěch. Это слово обнаруживает в ст.-слав. Этимологический словарь Макса Фасмера
  28. Грех — Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. По определению апостола... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона