ВИДЖНЯНА БХИКШУ

ВИДЖНЯНА БХИКШУ (санскр. Vijñāna Bhikṣu) – индийский философ-аскет 16 в., предпринявший попытку создания системы ведантизированной йоги [ЙОГА]в виде своеобразного синтеза йоги, неадвайтистской веданты [ВЕДАНТАсанкхьи [САНКХЬЯ]с привлечением понятийного арсенала и других школ. Работа в рамках различных философских систем обнаруживает его стремление превзойти знаменитого энциклопедиста Вачаспати Мишру [ВАЧАСПАТИ МИШРА],а комментирование «Веданта-сутры», Упанишад и «шиваитской Гиты» – подражание деятельности Рамануджи [РАМАНУДЖАМадхвы [МАДХВА],также старавшихся создать антишанкаровскую экспозицию трех основоположений веданты (прастхана-трая).

Ему принадлежит не менее 16 сочинений, среди которых – «Йога-варттика» (Разъяснение йоги) – детальный комментарий «Йога-бхашьи» Вьясы. Йога, по Виджняна Бхикшу, – высшее учение, содержащее в себе все остальные системы, и высший путь достижения «освобождения». Духовное начало (Пуруша [ПУРУША])реализует эту цель, возвращаясь к своему исконному состоянию чистого сознания. То, что ведантисты считают высшим результатом медитации, есть на деле лишь предварительная ступень конечного сосредоточения йогинов – с целью демонстрации этого тезиса очерчивается целая иерархия медитаций. Он предлагает и новые трактовки таких промежуточных ступеней «восьмеричного пути» йоги, как положения тела (асаны) и контроль над дыханием (пранаяма). Три гуны [ГУН],составляющие первоматерию Пракрити [ПРАКРИТИ],выводятся в начале каждого очередного периода миросозидания из равновесия не спонтанно (как полагала классическая санкхья), но «провоцируются» Ишварой. Атеизм санкхьи имеет, по мнению Виджняна Бхикшу, педагогическое назначение: она призывает к достижению бесстрастия (вайрагья), осуществимого и без помощи свыше. То же относится и ко всем ступеням йогического тренинга за исключением высшего, внерефлективного сосредоточения. Медитация на Ишвару делает адепта бхактом Божества, которое в свою очередь оказывает ему решающую помощь, не заменяющую, однако, работу йогина по самоусовершенствованию. Адвайта-веданта Шанкары [ШАНКАРА]подвергается самой резкой критике.

«Санкхья-правачана-бхашья» (Комментарий к изложению санкхьи) – истолкование «Санкхья-сутр», наиболее детальный текст во всей истории санкхьи. Виджняна Бхикшу высоко оценивает свою миссию, заявляя во введении: «Лунный свет знания санкхьи испит солнцем времени – от него осталась лишь шестнадцатая часть, его я и восполню словами бессмертия». Здесь снова подчеркивается «фигуральность» атеизма санкхьи: отрицание Йшвары предназначено для того, чтобы отвлечь адепта от стремления к сверхсилам, присущим Божеству. Он пытается также гармонизировать доктрины санкхьи и веданты (попытка, отчасти предпринимавшаяся уже самим составителем сутр): учение о единстве Атмана, укорененное в Упанишадах, означает лишь отрицание между ними пространственных «промежутков».

В итоговом эссе «Йогасара-санграха» (Резюме сути йоги) популяризируется интеграция йоги и веданты. Другие сочинения: «Санкхья-сара» (Суть санкхьи), «Упадешаратна-мала» (Гирлянда драгоценностей наставления), «Брахма-дарша» (Зеркало Брахмана), а также комментарии к «Катха-», «Кайвалья-», «Майтри-», «Мандукья-», «Мундака-», «Прашна», «Тайттирия-» и «Шветашватара-упанишаде» и к «Ишварагите» (Песнь Ишвары) из «Курма-пураны».

Литература:

1. Sinha J. The Philosophy of Vijñānabhikṣu. Calcutta, 1976.

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me