ВАЛЛАБХА

ВАЛЛАБХА (Vallabha) (1481–1533) – создатель течения вишуддха-адвайта [ВИШУДДХА-АДВАЙТА](«чистая недвойственность») в рамках веданты [ВЕДАНТА];подобно прочим представителям вишнуитского направления веданты, испытал на себе значительное влияние идей «Бхагавадгиты» и «Бхагавата-пураны». Основные труды: Комментарий на «Брахма-сутры»,«Субодхини» (Комментарий на «Бхагавата-пурану») и трактат «Таттвадипика» (с собственным комментарием «Пракаша»). Брахман [БРАХМАН]у Валлабхи имеет множество качеств и форм проявления, однако он не связан ими, поскольку само их существование зависит от его соизволения, а потому он считается чистым, «лишенным формы» («нишпрапанча»); вместе с тем, из милосердия к живущим, он проявляет себя как Кришна. В системе Валлабхи насчитывается 10 видов познания, из них 5 вечных и 5 временных – это божественная природа, достижимая душой в освобождении, проявление божественных качеств в мире, манифестация Бога в Ведах, сообразно которым творится мир в начале каждого вселенского цикла, манифестация Бога в вербальном знании самого Кришны и проявление Бога в истинных вербальных суждениях отдельной души. Временные – непосредственное, чувственное восприятие (пратьякша [ПРАТЬЯКША]) и четыре «опосредованных» (букв. – «заочных», парокша), интеллектуальных видов познания, зависящих, соответственно, от функций манаса [МАНАС], буддхи, аханкары и читты [ЧИТТА]. Единственный способ достижения освобождения – это бхакти, или любовь к Богу. Сам человек не властен над нею, поскольку предрасположенность, семя этой любви уже заложено в нем Кришной; даже степень проявления бхакти заранее предопределена и всепоглощающая страсть (вьясана), ведущая к единству с Кришной в небесном мире, сама по себе никак не зависит от усилий адепта и может лишь внезапно раскрыться в нем как высший «дар» (прасада) самого Бога.

Н.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me