БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА

БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА (санскр. bimba-pratibimba-vāda – учение об образе и прообразе) – в индийской мысли, прежде всего в веданте [ВЕДАНТА], представление о том, что индивидуальная душа представляет собой отражение высшего Брахмана [БРАХМАН]. Согласно адвайта-веданте Шанкары, душа тождественна Брахману (или высшему Атману [АТМАН]), более того, сама множественность душ иллюзорна, а индивидуальные, личностные особенности души – это всего лишь сжатая история ее прежних рождений, протекавшая целиком в сфере майи [МАЙЯ]. Однако до тех пор, пока эмпирический мир продолжает свое относительно реальное существование, невозможно и полное растворение души в Брахмане; возможно только неразличение, подобие (как между отражением, образом – «пратибимба» и отражаемым, прообразом – «бимба»). В Комментарии на «Брахма-сутры» Шанкары сказано: «А душа – лишь отражение высшего Атмана» (2.3.50). В целом в послешанкаровой адвайте идея бимба-пратибимба-вады характерна для направления «виварана», восходящего к ведантисту Падмападе; здесь сама космическая иллюзия – майя – приобретает известную самостоятельность, начиная все больше походить на Пракрити санкхьи, а индивидуальная душа оказывается более устойчивым образованием, «отражаясь» в некоем сравнительно реальном субстрате. Окончательную формулировку в рамках адвайты концепция бимба-пратибимба-вады получила у Пракашатмана, Сарваджнятмана и Видьяраньи. В двайта-веданте Мадхвы душа является отражением Бога не в силу временных ограничений, которые снимаются в освобождении, но по самой своей природе, вследствие глубинного внутреннего «сходства» (садришья) с Кришной.

Н.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me