МАЙЯ

МАЙЯ (санскр. māyā – иллюзия, видимость) – в индийской религиозно-философской традиции особая сила (шакти), или энергия, одновременно скрывающая истинную природу мира и помогающая этому миру проявиться во всем своем многообразии. Первое упоминание о майе содержится в «Прашна-упанишаде» (I.16), где она обозначает одну из божественных сил, способную создавать иллюзорные образы. В традиции веданты [ВЕДАНТА]майя впервые появляется в «Мандукья-кариках»Гаудапады; именно здесь майя выступает как принцип, помогающий объяснить переход от реального, вечного и неделимого Брахмана [БРАХМАН]к множественным и преходящим элементам мира. Вместе с тем у Гаудапады майя уподоблена иллюзорному сновидению, которое омрачает сознание отдельной души; выход за пределы майи рассматривается как «пробуждение» к истинному знанию. Концепция майи играет ключевую роль в адвайта-веданте [АДВАЙТА-ВЕДАНТА] Шанкары. Единственная реальность признается здесь за чистым Атманом [АТМАН]-Брахманом, лишенным свойств и определений (ниргуна); с точки зрения «высшей истины», с этим Брахманом никогда ничего не происходило, вселенная же обязана своим появлением грандиозной «космической иллюзии» – майе, которая и создает миражную кажимость предметов и многочисленных душ. Майя целиком зависит от Брахмана и рассматривается как его «сила», творческая потенция (шакти). Одновременно майя полностью совпадает с авидьей, т.е. «неведением» – не просто омраченностью отдельного сознания, но единственным способом нашего восприятия и рассуждения, вивартой(кажимостью), адхьясой (наложением) и т.д. Майя не обладает той же степенью реальности, что высший Брахман, однако она не может считаться и полностью нереальной; сама майя, равно как и вселенная, обязанная ей своим феноменальным существованием, рассматривается в адвайте как «сад-асад-анирвачания», т.е. «не определимая в категориях реального и нереального». В Комментарии на «Брахма-сутры»Шанкара выделяет шесть главных свойств майи: эта сила «лишена начала» (анади), т.е. не имеет временных границ; она пресекается только истинным знанием (джняна-нивартья); она одновременно действует как «сокрывающая завеса» (аварана) и принцип «дробления» (викшепа), т.е. сила, проецирующая все многообразие мира; она принципиально «несказуема» (анабхилапья, анирвачания); она представляет собой некую положительную сущность (бхава-рупа), а не просто голое отрицание высшей реальности; наконец, ее локусом и опорой (ашрая) является одновременно индивидуальная душа и высший Брахман. Если для Шанкары было принципиальным отождествление майи и авидьи, то позднейшие адвайтисты считали майю скорее онтологическим и космологическим основанием мира, тогда как авидья для них отражала степень неведения отдельной души. Вишишта-адвайта [ВИШИШТА-АДВАЙТА]выступает с резкой критикой адвайтистской версии майи; Рамануджа [РАМАНУДЖА]считает учение Шанкары о майе прямой уступкой буддизму [БУДДИЗМ]. Из «семи возражений» (сапта-ану-папатти), выдвинутых Рамануджей против адвайты, главным можно считать как раз вопрос о «вместилище» (ашрая) и источнике майи. Для самого Рамануджи майя – это волшебная и благодатная сила Ишвары, благодаря которой он реально творит мир. В шиваизме кашмирском [КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ]майя считается вечной и реальной энергией Шивы, благодаря которой развертывается иерархически организованная лестница сущего. Майя по существу персонифицируется здесь в образе Шакти – возлюбленной Шивы, которая олицетворяет собой свободное творчество Господа, его космическую «игру» (лила [ЛИЛА]).

Литература:

1. Devanandan P.D. The Concept of Māyā. L., 1950;

2. Hacker P., Eigentumlichkeiten der Lehre und Terminologie Śaṅkaras: Avidyā, Nāmarūpa, Māyā, Īśvara. – «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», № 100, 1950, S. 246–86;

3. Idem. Vivarta: Studien zur Geschichte der illusionistischen Kosmologie und Erkenntnistheorie der Inder. – «Akademie der Wissenschaften und der Literatur. Abhandlungen der Geistes- und Sozialwissenschaftlichen Klasse». Wiesbaden, 1953, № 5, S. 187–242;

4. Coburn T. Encountering the Goddess. Albany, 1991.

H.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. майя — 1. МАЙЯ1.1. нескл. мн., ед. майя, м. и ж.Индейский народ в Мексике, создатель одной из древнейших американских цивилизаций. 2. неизм. Толковый словарь Ожегова
  2. майя — орф. майя1, -и (ткань; одно из филос. понятий индуизма) майя2, неизм. и нескл., м. (язык) и нескл., мн., ед. м. и ж. (народ) Орфографический словарь Лопатина
  3. майя — 1) в индусской религиозной философии – богиня-прародительница вселенной, олицетворение обольщения и иллюзии (по религиозным индусским учениям мир – только иллюзии); 2) название одного из астероидов; звезда 4-й величины в звёздном скоплении Плеяд. Большой словарь иностранных слов
  4. МАЙЯ — МАЙЯ — в греческой мифологии одна из Плеяд, нимфа горы Киллены, возлюбленная Зевса и мать Гермеса. В Др. Риме была отождествлена с богиней земли Майестой; ее праздники приходились на май (отсюда — название месяца). Большой энциклопедический словарь
  5. Майя — (Maja) — краб сем. Majidae, характеризующегося своеобразной формой тела, а именно передний край вытянут в клювообразный придаток; ноги равной длины и только передняя пара обыкновенно покороче. М. squinado, verrucosa и др. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. МАЙЯ — Индейский народ, живущий на п-ове Юкатан, в Мексике (350 т. ч., 1961), а также в Брит. Гондурасе (13 т. ч.). Язык М. относится к семье языков майя-киче. Часть М. знает и исп. язык. По религии... Советская историческая энциклопедия
  7. майя — 1. майя, майи, майи, майь, майе, майям, майю, майи, майей, майею, майями, майе, майях 2. майя Грамматический словарь Зализняка
  8. майя — 1) нескл., мн. 1. Общее название группы родственных индейских племен, создавших одну из древнейших высоких цивилизаций Америки на территории юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Малый академический словарь
  9. Майя — И, жен. Заимств. Производные: Мая; Маюня; Маюха. Происхождение: (Майя — имя др.-греч. богини, матери Гермеса (Меркурия); в индийск. мифологии: Майя — прародительница вселенной.) Словарь личных имен
  10. майя — сущ., кол-во синонимов: 14 астероид 579 богиня 346 видимость 32 звезда 503 иллюзия 28 имя 1104 майка 13 народ 200 народность 46 нимфа 58 плеяда 21 прародительница 5 ткань 474 язык 247 Словарь синонимов русского языка
  11. МАЙЯ — (колдовские чары; наваждение) — в адвайта-веданте понятие, объясняющее (точнее, называющее, ибо М. совершенно необъяснима) мир как только-кажимость, только-явление. Мир нереален, реален лишь Брахман. Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму
  12. Майя — орф. I Майя, -и (имя; мифол.; астр.) II Майя, жен. имя Орфографический словарь Лопатина
  13. майя — 1. МАЙЯ, неизм.; мн. [индейск. Mayan] 1. Индейские племена Центральной Америки, создавшие одну из древних цивилизаций на территории нынешних юго-восточной Мексики, Гондураса и Гватемалы. Культура м. Толковый словарь Кузнецова
  14. Майя — В индуизме творящая сила иллюзии. В сикхизме Брахма, Вишну и Шива являются порождением майи Краткий религиозный словарь
  15. МАЙЯ — I (Мâyâ) в греческой мифологии нимфа гор, старшая из семи плеяд — дочерей Атланта и Плейоны. В гроте аркадской горы Киллена М. сошлась с Зевсом, от которого родила Гермеса (Apollod. Ill 10, 1-2; Hes. Theog. 938 след.). Мифологическая энциклопедия
  16. Майя — I Ма́йя индейский народ в Мексике (полуостров Юкатан) (340 тысяч человек, 1970) и в Белизе (13 тысяч человек). Язык М. относится к семье языков майя-киче. Часть М. знает испанский язык. По религии... Большая советская энциклопедия
  17. майя — 1. майя I нескл. мн. 1. Группы родственных по языку индейских народов Центральной Америки (Мексики, Гондураса, Гватемалы), создавших древнюю культуру. 2. Представители этих народов. II нескл. м. Язык народов майя. III нескл. м. Толковый словарь Ефремовой