Сковорода

Сковорода́

Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. данным, 1747—1750) был за границей (Токай, Будапешт, Братислава и др.); по возвращении преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был домашним учителем в с. Каврай. С 1759 около десяти лет, с перерывами, преподавал гуманитарные дисциплины в Харьковском коллегиуме. С 70-х гг. вёл образ жизни странствующего нищего философа; сочинения его при жизни распространялись в рукописях.

С. был тесно связан с традициями демократической украинской культуры, из которой черпал образцы народной антиклерикальной сатиры. Как крестьянскому просветителю ему свойственно критическое отношение не только к феодальной, но и к раннебуржуазной идеологии с её культом материального довольства и преуспевания.

Философское учение С., изложенное в его диалогах и трактатах, исходит из идеи трёх «миров»: макрокосма, или вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей; её наиболее совершенный образец есть, по С., Библия. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) и невидимой («бог»). В обнаружении невидимой натуры через видимую состоит, по учению С., основная проблема человеческого существования, которая решается в подвиге самопознания, в обнаружении «внутреннего», «сердечного», «единого» человека. Бог понимается не только как заинтересованная в человеке личность, но и как безусловное условие реальности, безличная и умозрительная «форма», законоустрояющая «материю», что даёт возможность говорить о тенденции С. к Пантеизму. При постоянном интересе к библейской проблематике для С. характерно и напряжённое внимание к античному философскому наследию (прежде всего, традиции платонизма). Этический пафос, воспринятый из ветхо- и новозаветных книг, сочетается с пропагандой принципов стоической морали. Эта двойственность симпатий отражена и в стиле философских сочинений С., где пророческие интонации причудливо уживаются с приёмами сократического диалога. В истолковании Библии С. придерживается символического метода александрийской школы (Ориген, Климент Александрийский). Видимо, через Оригена С. воспринял и античное представление о безначальности и бесконечности тварного мира.

Социальные и педагогические взгляды С. основаны на учении о «сродности», «сродном труде». «Сродность» каждого человека к определённому виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек, распознавший свою «сродность», становится воистину счастлив. Согласно С., только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества. Т. к. не всякий человек способен к творческому усилию самопознания, возникает проблема социальной педагогики. Идеальный педагог у С. напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника — не внушение, не интеллектуальный диктат, а неназойливая, деликатная помощь ученику, занятому поиском истинного призвания, «сродности».

С. принадлежит сборник стихотворений «Сад божественных песней», в котором преобладают традиции староукраинской песенной лирики, сборник басен в прозе. Литературной манере С. свойственны экспрессивность образов, контрастные переходы от патетики к юмору или гротеску, обилие метафор, антитез, сквозных мотивов, символов. Демократизм стиля, диалогическая, «многоголосая» форма выражения идей ещё при жизни С. способствовали широкой популярности сочинений и личности странствующего философа. Критические мотивы стихотворений и басен С., их своеобразная стилистика были восприняты и развиты в дальнейшем украинской литературой.

Соч.: Соч., Хар., 1894; Повне зiбрання творiв, т. 12, К., 1973; Соч., т. 12, М., 1973.

Лит.: Эрн В. Ф., Г. С. Сковорода, М., 1912; Багалiй Д., Украiнський мандрований (философ Г. Сковорода, [Хар.], 1926; Попов П. М., Григорiй Сковорода, К., 1960; Редько М., Свiтогляд Г. С. Сковороди, Львiв, 1967; Беркович Е. С., Ставинська Р. А., Штраймиш Р. 1., Г. Сковорода. Бioбiблioграфiя, Хар., 1968; Hiженець А. М., На зламi двох свiтiв, Хар., 1970; Педагогiчнi iдеi Г. С. Сквороди. Сб. ст., К., 1972; Табачников И. А., Григорий Сковорода, М., 1972; Махновець Л., Григорiй Сковорода, К., 1972; Лощиц Ю. М., Сковорода, М., 1972.

Ю. М. Лощиц.

Сковорода

Г. С. Сковорода.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сковорода — Сковород/а́. Морфемно-орфографический словарь
  2. сковорода — -ы, вин. сковороду и сковороду, мн. сковороды, сковород, -ам, ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Малый академический словарь
  3. СКОВОРОДА — СКОВОРОДА Григорий Саввич [22 ноября (3 декабря) 1722, с. Чернухи Полтавской губ. – 29 октября (9 ноября) 1794, с. Пан-Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.] – украинский философ, поэт, педагог. Новая философская энциклопедия
  4. сковорода — орф. сковорода, -ы, вин. сковороду, мн. Орфографический словарь Лопатина
  5. Сковорода — Евр. слово махават (Лев 2:5; 6:21; 7:9; 1Пар 23:29 — в Синод. пер. — «печеное») обозначает лист железа, предназнач. для выпечки или зажаривания продуктов питания (см. Хлеб); кр. того, для обозначения С. употреблялось и евр. слово каллахат (1Цар 2:14). Библейская энциклопедия Брокгауза
  6. Сковорода — (англ. frying pan), низкая керамическая чаша с орнаментированным дном, встречается в раннебронзовом веке Кикладских о-вов (рис. 143). Ручка, как правило, раздвоена. Орнамент включает спирали, часто изображаются женские символы, иногда лодки. Археологический словарь
  7. Сковорода — (Лев 2:5, 7:9, 1 Цар 2:14, 2 Цар 13:9 и др.) — металлический или глиняный сосуд, глубокий, а иногда плоский, с загнутыми краями, употребляемый для приготовления разных печений и жарения мяса. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  8. сковорода — Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. производным от звукоподражат. основы сквар- (ср. ст.-сл. скваръ «жар, огонь», польск. skwarzyć «жарить» и т. д.). Этимологический словарь Шанского
  9. СКОВОРОДА — В старину были известны имена образованные от названий посуды, кухонной утвари. Сковорода, Сковородник — имена из этой группы. (Э) Но имеют различное значение сковорода — кроме того что, кухонная принадлежность, еще и амбала, плоский камень... Словарь русских фамилий
  10. сковорода — СКОВОРОДА, ы, вин. сковороду и (устар.) сковороду, мн. сковороды, сковород, сковородам, ж. и (разг.) СКОВОРОДКА, и, ж. Мелкая, с загнутыми краями, круглая металлическая посуда для жаренья. Жарить на сковороде. Толковый словарь Ожегова
  11. СКОВОРОДА — СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Новейший философский словарь
  12. сковорода — СКОВОРОД’А, сковороды, мн. сковороды, сковород, сковородам, ·жен. 1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями. 2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.). Толковый словарь Ушакова
  13. сковорода — СКОВОРОДА -ы, вин. сковороду; мн. сковороды, сковород, -ам; ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Чугунная, алюминиевая с. С. для цыплят табака. Жарить, тушить на сковороде. Смазать сковороду жиром. // чего. Толковый словарь Кузнецова
  14. сковорода — У этого слова нет общепринятой этимологии. Возможно, оно восходит к звукоподражательной основе сквар (напоминает звук масла на раскаленной сковороде) и родственно слову шкварки. Этимологический словарь Крылова
  15. сковорода — СКОВОРОДА или сковородка ж. сковрада церк. (см. сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения; железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень; глиняная, латка, ладка; соловарная, черен; без закрайков, гладкая, на печенье: лист. Толковый словарь Даля
  16. сковорода — сковорода́ укр. сковорода́, др.-русск. сковорода, ст.-слав. сковрада ἐσχάρα, τήγανον (Супр.), др.-чеш. skravada, skrovada (*skovrada), польск. skowroda, в.-луж. škorodej, н.-луж. škórodej, škórodwej, род. п. škórodwe. Праслав. *skovorda, *skovordy, -ъvе. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. сковорода — сковорода ж. 1. Круглая с загнутыми краями металлическая посуда для жарения. 2. Количество пищи, находящееся в такой посуде. Толковый словарь Ефремовой
  18. Сковорода — Григорий Саввич (1722—94) — украинский философ, сын простого казака; учился в Киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. в придворную певческую капеллу; в 1744... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона