Сковорода
Григорий Саввич (1722—94) — украинский философ, сын простого казака; учился в Киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего с званием придворного уставщика и остался в Киеве продолжать учение в академии, но, не имея расположения к духовному званию, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключен из бурсы. Желая пополнить свои познания, С. решил побывать за границей, куда и отправился в качестве церковника при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии, и, вероятно, по Польше, Германии и Италии, С. знакомился с учеными и приобретал новые познания: так он изучил языки латинский, греческий, немецкий и еврейский. Вернувшись в Россию, С. занял место учителя поэзии в Переяславле и написал для училища "Руководство о поэзии", в котором проводил много новшеств; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы С. преподавал предмет по старине, С. не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759 г. С. приглашен на место учителя поэзии в Харьковском коллегиуме, но, назначенный преподавать правила благонравия, С., вследствие некоторых мыслей, выраженных им во вступительной лекции и истолкованных в превратном смысле, был присужден к отрешению от должности (в 1766 г.). После этого С. большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украйне, останавливаясь по дороге в крестьянских избах и отказываясь от предлагаемых ему должностей и занятий и посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. К этому же периоду относится и составление философских сочинений С., которые, впрочем, при его жизни не были напечатаны. Что касается значения философского учения С., то одни считают С. мистиком и масоном, последователем мартинистов, другие называют С. рационалистом. Причиной такого разногласия является то, что сочинения С. до последнего времени не были собраны; напечатаны были лишь некоторые из его трактатов. Только с появлением собрания сочинений С., изданного проф. Багалеем (Харьк., 1894), явилась возможность приступить к их изучению. С. — философ-моралист: он действовал и живым словом, и сочинениями; понимая значение западноевропейской цивилизации, он вооружался против утилитарного направления умов, заглушавшего все высшие запросы духа; ответ на эти высшие запросы он нашел в Библии и в древней классической философии, которая предохранила С. как от мистицизма, к которому он был склонен по природе, так и от рационализма XVIII в. Взгляд С. на Библию представляет собою нечто среднее между чисто ортодоксальным и рационалистическим ее толкованием. С. смотрел на Библию, как на поэтическое творение, которое скрывает истину под внешними образами. Черпая философские идеи из древнеклассической философии, С. перерабатывал их согласно собственному настроению и тенденциями В сфере религиозной С. вел борьбу против бездушной обрядности и внешности; он протестовал против узкого понимания православия и христианства. С. не признавал необходимости чудес, так как для познания Бога достаточно естественных источников, в которых он открывает себя обильно и очевидно. На философию С. смотрит, как на фундамент и центр образования вообще: она есть жизнь духа, постоянное искание истины. В своей умозрительной философии С. находился под сильным влиянием Платона, у которого он заимствовал определение души, ее природы и жизни. Изречение Сократа "познай самого себя" С. объясняет в смысле познания своей высшей природы, духа, разума. Дуализм, по учению С., распространяется не только на человека, но и на весь мир: везде является материя и форма, или идея. В учении о вечности мира и его бесконечности в пространстве и времени С. отступил от Платона и находился под влиянием Филона. Практическая философия С. находится в тесной связи с умозрительной: для истинно счастливой жизни нужно знание и мудрость; счастие состоит в душевном мире и сердечном веселии, для достижения его нужно отдаться на волю Божию, что значит жить согласно с природой. Для достижения и личного счастия человека, и общественного блага С. советовал: не входить в "несродную стать", не несть должность, природе противную, не обучаться к чему не рожден; все это носит у С. название "несродности". Указать свою сродность — одна из важнейших задач самопознания и раскрытия воли Божьей, пребывающей в человеке; вне удачного решения этой задачи не может быть для человека и речи о счастье. В своих философских сочинениях С., между прочим, выступал проповедником идеи национальности. С. старался сочетать разум и веру: разум должен стремиться к отысканию истины, которая не дана человеку Богом, а постепенно открывается им — но наряду с разумом видное место занимает и вера. Весь мир состоит из трех миров: большого, малого и символического: большой (космос) — это природа; малый (микрокосмос) — человек; символический — Библия. В каждом мире существуют два начала: Бог, или вечность, и материя, или временное; во всей природе дух господствует над материей. Как богослов, С. находился под влиянием восточных отцов и учителей церкви, в особенности писателей александрийской школы — Климента и Оригена, которые для постижения Св. Писания не довольствовались буквальным его толкованием, а посредством аллегорических объяснений стремились открыть внутренний его смысл. Еще больше, чем сочинениями, С. имел для Украины значение всею своею жизнью: он был человек свободолюбивый, с большою стойкостью нравственных убеждений, смелый в обличении местных злоупотреблений. Несмотря на некоторый свой мистицизм и семинарский, топорный и нередко неясный слог, С. умел на практике быть совершенно понятным и вполне народным человеком во всей Украйне тогдашнего времени. В С. как бы олицетворилось умственное пробуждение украинского общества конца XVIII в. Повсеместно на Украйне во многих домах висят портреты С.; его странническая жизнь служит предметом рассказов и анекдотов, странствующие певцы усвоили его песни. Многочисленные сочинения С. делятся по форме своей на философско-богословские и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями С. были трактаты "Наркис, разглагол о том: узнай себе" и "Асхан, или симфония о познании себя самого": они посвящены вопросу о самопознании, который является исходным пунктом всего мировоззрения С. К этим двум трактатам примыкают "Разглагол о древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах — ветхом и новом, о двух началах — тленном и вечном. Наиболее просто, удобопонятно и вместе с тем систематически С. изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении: "Начальная дверь ко христианскому благонравию" (1766): это — конспект курса, читанного молодым дворянам в Харьковском коллегиуме. Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются сочинения С.: "Израильский змий" (1776), "Жена Лотова" (1780) и "Потоп змиин" (напис. в конце 80-х гг.). "Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира" (1775) — лучшие сочинения С., посвященные вопросу практической философии — в чем заключается счастие человека. Сочинения С. "Борьба архистратига Михаила с сатаною" (1783) и "Пря бесу с Варсавой" являются мистическими и аллегорическими: основная тема их— "легко быть благим". К литературным сочинениям С. принадлежат "Харьковские басни" (1774 г.); каждая басня состоит из фабулы и силы, т. е. указания ее внутреннего смысла. К басням примыкают притчи: "Благодарный Еродий" (трактуется о воспитании) и "Убогий жаворонок" (о спокойствии; написаны в 1787 г.). Наконец, С. написал ряд стихотворений, большую часть которых он назвал "Садом божественных песней, прозябшим из зерен Священного Писания": все они написаны на библейские тексты; некоторые представляют из себя похвальные оды различным лицам. Не вошли в состав "Сада" басни, эпиграммы, изречения. Некоторые стихотворения написаны на латинском языке. Кроме того, С. принадлежат несколько переводов.
Первым трудом С., появившимся в печати, был трактат "Наркис или познай себя", напечатанный без имени автора, под загл. "Библиотека духовная" (СПб., 1798); затем были напечатаны его "Начальная школа по христианскому добронравию" ("Сион. вестн.", 1806, с кратким введением о его жизни), "Дружеский разговор о душевном мире" (М., 1837), "Беседа двое" (М., 1837), "Убогий жаворонок" (1837), "Харьковские басни" (1837), "Брань архистратига Михаила с сатаною" (1839), "Сочинения в стихах и прозе" (СПб., 1861: 5 трактатов С., стихотворения, переписку и др.). Наконец по случаю столетия со дня смерти С. были изданы под редакцией проф. Д. И. Багалея "Сочинения Г. С. С." (Харьков, 1894), в которых собраны по возможности все сочинения С.: по цензурным условиям не вошли в это издание "Жена Лотова", "Потоп змиин", а из трактата "Израильский змий" напечатан лишь отрывок. Литература о С. довольно обширна. Впервые появились в печати сведения о С. в статьях Гес-де-Кальве и Вернета (в журн. "Украинский вестник", 1817, ч. VI), затем следуют статьи И. Снегирева (в "Отеч. записках", 1823, ч. 16), И. И. Срезневского, "Отрывки из записок о старце С." ("Утрен. звезда", Харьк., 1833), А. Хиджеу, "Григорий Варсава С." ("Телескоп", 1835, № 5—6); архим. Гавриила, "История философии в России" (ч. 6, 1840); Г. П. Данилевского ("Основа", 1862, № 8, 9; перепеч. в "Украинской старине", X, 1866, и в "Сочинениях" Данилевского, т. 8; наиболее обстоятельная биография С.). В 1886 г. было напечатано в "Киевской старине" (IX кн.) "Житие" С., составленное его ближайшим учеником, М. И. Ковалинским, с предисловием профессора Н. Ф. Сумцова. Юбилейное издание сочинений С. снабжено обширною критико-библиографической статьей профессора Д. И. Багалея, где подробно рассмотрена вся литература о С. и сделан библиографический разбор его сочинений. Ср. также ст. А. Я. Ефименко, "Философ из народа" ("Неделя", 1894, № 1); ее же, "Личность С. как мыслителя" ("Вопросы философии и психологии", 1894, № 5); Ф. Зеленогорский, "Философия С., украинского философа XVIII в." ("Вопросы философии", 1894, № 3—4); А. С. Лебедев, "С. как богослов" ("Вопросы философии", 1895, № 2); Д. Багалей, "Украинский философ С." ("Киев. старина", 1895, № 2, 3, 6); ст. Л. Н. Майкова в "Ж. М. Н. Пр." (1894, № 12).
Значения в других словарях
- сковорода — Сковород/а́. Морфемно-орфографический словарь
- Сковорода — Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. Большая советская энциклопедия
- сковорода — -ы, вин. сковороду и сковороду, мн. сковороды, сковород, -ам, ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Малый академический словарь
- СКОВОРОДА — СКОВОРОДА Григорий Саввич [22 ноября (3 декабря) 1722, с. Чернухи Полтавской губ. – 29 октября (9 ноября) 1794, с. Пан-Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.] – украинский философ, поэт, педагог. Новая философская энциклопедия
- сковорода — орф. сковорода, -ы, вин. сковороду, мн. Орфографический словарь Лопатина
- Сковорода — Евр. слово махават (Лев 2:5; 6:21; 7:9; 1Пар 23:29 — в Синод. пер. — «печеное») обозначает лист железа, предназнач. для выпечки или зажаривания продуктов питания (см. Хлеб); кр. того, для обозначения С. употреблялось и евр. слово каллахат (1Цар 2:14). Библейская энциклопедия Брокгауза
- Сковорода — (англ. frying pan), низкая керамическая чаша с орнаментированным дном, встречается в раннебронзовом веке Кикладских о-вов (рис. 143). Ручка, как правило, раздвоена. Орнамент включает спирали, часто изображаются женские символы, иногда лодки. Археологический словарь
- Сковорода — (Лев 2:5, 7:9, 1 Цар 2:14, 2 Цар 13:9 и др.) — металлический или глиняный сосуд, глубокий, а иногда плоский, с загнутыми краями, употребляемый для приготовления разных печений и жарения мяса. Библейская энциклопедия архим. Никифора
- сковорода — Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. производным от звукоподражат. основы сквар- (ср. ст.-сл. скваръ «жар, огонь», польск. skwarzyć «жарить» и т. д.). Этимологический словарь Шанского
- СКОВОРОДА — В старину были известны имена образованные от названий посуды, кухонной утвари. Сковорода, Сковородник — имена из этой группы. (Э) Но имеют различное значение сковорода — кроме того что, кухонная принадлежность, еще и амбала, плоский камень... Словарь русских фамилий
- сковорода — СКОВОРОДА, ы, вин. сковороду и (устар.) сковороду, мн. сковороды, сковород, сковородам, ж. и (разг.) СКОВОРОДКА, и, ж. Мелкая, с загнутыми краями, круглая металлическая посуда для жаренья. Жарить на сковороде. Толковый словарь Ожегова
- СКОВОРОДА — СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Новейший философский словарь
- сковорода — СКОВОРОД’А, сковороды, мн. сковороды, сковород, сковородам, ·жен. 1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями. 2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.). Толковый словарь Ушакова
- сковорода — СКОВОРОДА -ы, вин. сковороду; мн. сковороды, сковород, -ам; ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Чугунная, алюминиевая с. С. для цыплят табака. Жарить, тушить на сковороде. Смазать сковороду жиром. // чего. Толковый словарь Кузнецова
- сковорода — У этого слова нет общепринятой этимологии. Возможно, оно восходит к звукоподражательной основе сквар (напоминает звук масла на раскаленной сковороде) и родственно слову шкварки. Этимологический словарь Крылова
- сковорода — СКОВОРОДА или сковородка ж. сковрада церк. (см. сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения; железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень; глиняная, латка, ладка; соловарная, черен; без закрайков, гладкая, на печенье: лист. Толковый словарь Даля
- сковорода — сковорода́ укр. сковорода́, др.-русск. сковорода, ст.-слав. сковрада ἐσχάρα, τήγανον (Супр.), др.-чеш. skravada, skrovada (*skovrada), польск. skowroda, в.-луж. škorodej, н.-луж. škórodej, škórodwej, род. п. škórodwe. Праслав. *skovorda, *skovordy, -ъvе. Этимологический словарь Макса Фасмера
- сковорода — сковорода ж. 1. Круглая с загнутыми краями металлическая посуда для жарения. 2. Количество пищи, находящееся в такой посуде. Толковый словарь Ефремовой