Пантеизм

Пантеи́зм

(от пан... и греч. theós — бог)

философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.»— его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 немецкий философ К. Краузе для обозначения своей идеалистической системы, чтобы отличить её от системы натуралистической и материалистической П., ввёл термин «панентеизм» (от греч. pán en theó — всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийской мысли (особенно в Брахманизме, Индуизме и в веданте (См. Веданта)), в древнекитайской мысли (Даосизм), в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху Политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистического (см. Гилозоизм) одушевления всего мира.

В средние века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистическим пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший к философии Неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Пантеисты европейского и ближневосточного средневековья опирались на неоплатоническое учение об эманации (См. Эманация). В противоположность теистическим представлениям о божественном сотворении мира из «ничего» пантеисты развивали концепции вечного вневременного «порождения» природы безличным богом. Религиозный П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены (См. Иоанн Скот Эриугена). Одну из первых материалистических формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог — одно и то же. Оппозиционные по отношению к католической церкви этические и социальные выводы из пантеистических воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в начале 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашёл своё типичное выражение в воззрениях И. Экхарта.

Натуралистические тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как «бесконечный максимум» и приближая его к природе как «ограниченному максимуму», он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет П. в Западной Европе относится к 16 — началу 17 вв., когда он лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистических религий (в особенности у итальянских философов Дж. Кардана (См. Кардано), Ф. Патрици, Т. Кампанеллы (См. Кампанелла), Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: «... природа... есть не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.

С др. стороны, П., «... местами соприкасающийся даже с атеизмом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов (См. Анабаптисты). В дальнейшем, когда в ряде стран Западной Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистическая мистика продолжала оставаться основным руслом, по которому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16—17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистической мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Б. Спиноза, который, опираясь на традицию П., разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие «бог» отождествлено с понятием «природа».

В 18 в. пантеистические воззрения развивали под влиянием Спинозы И. в. Гёте и Г. Гердер, которые, в противоположность механицизму французских материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистические элементы спинозизма. Философские системы таких немецких идеалистов, как Ф. В. Шеллинг и Г. Гегель, по словам Энгельса, «... пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи» (там же, т. 21, с. 285).

Лит.: Соколов В. В., К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии, «Философские науки (Научные доклады высшей школы)», 1960, № 4; Jäsche G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, Bd I—3, В., 1826—32; Plumptre С. E., General sketch of the history or Pantheism, L., 1882; Dilthey W., Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 2,, B., 1921; Siwek P., Spinoza et ie panthéisme religieux, 2 éd., P., 1950; Hellpach W., Tedeum. Laienbrevier einer Pantheologie, B., 1951.

В. В. Соколов.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ПАНТЕИЗМ — ПАНТЕИЗМ (от греч. πᾶν – все и θεός – Бог) – религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. Новая философская энциклопедия
  2. пантеизм — -а, м. Религиозные и философские учения, отождествляющие бога с природой и рассматривающие природу как воплощение божества. [От греч. πα̃ν — всё и θεός — бог] Малый академический словарь
  3. ПАНТЕИЗМ — ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — всё и theos — Бог) — англ. pantheism; нем. Pantheismus. Учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества. Социологический словарь
  4. ПАНТЕИЗМ — (от греч. pan — все и teos — бог) — филос. учение, согласно к-рому бог и природа объединены или тождественны. Элементы П. можно проследить в древнекит. и особенно древнеинд. философиях. В древнегреч. философии принципы... Советская историческая энциклопедия
  5. пантеизм — орф. пантеизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. пантеизм — ПАНТЕИЗМ а, м. panthéisme m. Философское идеалистическое учение, отождествляющее бога с природой. БАС-1. Спиноза был глубокомысленный философ и ревностный почитатель Божества. от пантеизма и атеизма равно удаленной. Карамз. ПРП 2 89. Словарь галлицизмов русского языка
  7. пантеизм — ПАНТЕИЗМ [тэ], -а; м. [греч. pan — всё и theos — бог] Религиозные и философские учения, отождествляющие бога с природой и рассматривающие природу как воплощение божества. ◁ Пантеистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  8. пантеизм — [тэ], пантеизма, мн. нет, м. [от греч. pan – всё и theos – бог]. Религиозное мировоззрение, согласно которому в основе мира лежит не материя, а некоторое божественное духовное начало, существующее в единстве с природой (филос.). || Обожествление природы (этнол.). Большой словарь иностранных слов
  9. пантеизм — ПАНТЕ’ИЗМ [тэ], пантеизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. pan — всё и theos — бог). Религиозное идеалистическое мировоззрение, согласно которому в основе мира лежит не материя в движении, а некоторое божественное духовное начало... Толковый словарь Ушакова
  10. пантеизм — ПАНТЕИЗМ м. греч. всебожие; обожанье природы, боготворенье всего созданного, вместо Создателя. Пантеист м. пантеистка ж. поклонник веры этой. Пантеистические убежденья. Пантеон... Толковый словарь Даля
  11. Пантеизм — Религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистичесие тенденции проявляются в еретической мистике средних веков в Европе. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения Краткий религиозный словарь
  12. ПАНТЕИЗМ — ПАНТЕИЗМ (от пан... и греч. theos — бог) — религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Большой энциклопедический словарь
  13. Пантеизм — (греч. pantheion pan – все + theos – бог) религиозно-философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм растворяет природу в боге. Словарь по культурологии
  14. пантеизм — пантеизм м. Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение Божества. Толковый словарь Ефремовой
  15. ПАНТЕИЗМ — ПАНТЕИЗМ (греч. pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В П. Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Новейший философский словарь
  16. пантеизм — ПАНТЕИЗМ [тэ], а, м. (спец.). Религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием. | прил. пантеистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  17. Пантеизм — Учение, отождествляющее в известном отношении Бога с миром; на это указывает само название, происходящее от греческого τό πάν — все и ό θεός — Бог. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона