СКОВОРОДА

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) — украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилянскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским языками. С 1759 в течение 10 лет — преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 70-х — странствующий нищий проповедник-философ. Заявлял о себе, что «замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси». Сформулировал открытый им закон «элиминации трудности» — свеобычное «лезвие С.» — «нужность не трудна, трудность не нужна». Главные сочинения, не издававшиеся при жизни С. и распространявшиеся в рукописных списках: «Басня Эзопова» (1760), «Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни» (1772), «Дружеский разговор о душевном мире» (1775), «Потоп змиин» (1791) и др. Разделял основания миропонимания платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестяще сочетая интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озарения истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал). Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлял в духе пантеизма понятия «Природа» и «Бог» (безусловное условие действительности, умозрительная и безличная «форма», за-коноорганизующая «материю», а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С, «истинный человек и Бог есть то же». Создатель концепции всеобъемлющих «трех миров»: «макрокосм» (природа), «микрокосм» (человек) и «мир символов», связывающий и отображающий два предыдущих (Библия как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипостасей — «внутренней» (духовной, невидимой, божественной) и «внешней» (тварной, сотворенной, материальной). Согласно С, человеческое познание бесконечно, ибо осуществляется в пафосе самопознания (»познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека — все сие одно значит»), в обнаружении «единого, сердечного» человека, но должно основываться на постоянном самоанализе и созвучии «миру символов». Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к созданию новой религии «добродетели и любви». По С, счастье достижимо лишь для человека, самостоятельно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную «сродность», т.е. предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Социальная гармония, согласно С, достижима лишь для общества таких счастливых людей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею «неравного всем равенства»: «Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Льются из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стоящие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный». На могиле С. помещена его собственная эпитафия: «Мир ловил меня, но не поймал».

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сковорода — Сковород/а́. Морфемно-орфографический словарь
  2. Сковорода — Григорий Саввич [22.11(3.12).1722, с. Чернухи Полтавской губернии, — 29.10(9.11).1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской области], украинский философ, поэт, педагог. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1750—53 (по др. Большая советская энциклопедия
  3. сковорода — -ы, вин. сковороду и сковороду, мн. сковороды, сковород, -ам, ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Малый академический словарь
  4. СКОВОРОДА — СКОВОРОДА Григорий Саввич [22 ноября (3 декабря) 1722, с. Чернухи Полтавской губ. – 29 октября (9 ноября) 1794, с. Пан-Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.] – украинский философ, поэт, педагог. Новая философская энциклопедия
  5. сковорода — орф. сковорода, -ы, вин. сковороду, мн. Орфографический словарь Лопатина
  6. Сковорода — Евр. слово махават (Лев 2:5; 6:21; 7:9; 1Пар 23:29 — в Синод. пер. — «печеное») обозначает лист железа, предназнач. для выпечки или зажаривания продуктов питания (см. Хлеб); кр. того, для обозначения С. употреблялось и евр. слово каллахат (1Цар 2:14). Библейская энциклопедия Брокгауза
  7. Сковорода — (англ. frying pan), низкая керамическая чаша с орнаментированным дном, встречается в раннебронзовом веке Кикладских о-вов (рис. 143). Ручка, как правило, раздвоена. Орнамент включает спирали, часто изображаются женские символы, иногда лодки. Археологический словарь
  8. Сковорода — (Лев 2:5, 7:9, 1 Цар 2:14, 2 Цар 13:9 и др.) — металлический или глиняный сосуд, глубокий, а иногда плоский, с загнутыми краями, употребляемый для приготовления разных печений и жарения мяса. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  9. сковорода — Общеслав. Происхождение неясно. Скорее всего, является суф. производным от звукоподражат. основы сквар- (ср. ст.-сл. скваръ «жар, огонь», польск. skwarzyć «жарить» и т. д.). Этимологический словарь Шанского
  10. СКОВОРОДА — В старину были известны имена образованные от названий посуды, кухонной утвари. Сковорода, Сковородник — имена из этой группы. (Э) Но имеют различное значение сковорода — кроме того что, кухонная принадлежность, еще и амбала, плоский камень... Словарь русских фамилий
  11. сковорода — СКОВОРОДА, ы, вин. сковороду и (устар.) сковороду, мн. сковороды, сковород, сковородам, ж. и (разг.) СКОВОРОДКА, и, ж. Мелкая, с загнутыми краями, круглая металлическая посуда для жаренья. Жарить на сковороде. Толковый словарь Ожегова
  12. сковорода — СКОВОРОД’А, сковороды, мн. сковороды, сковород, сковородам, ·жен. 1. Кухонная посуда для жаренья в виде круглого, вылитого из чугуна или толстого железа листа с загнутыми краями. 2. Чугунный сосуд для выпуска отходов из плавильной печи (тех.). Толковый словарь Ушакова
  13. сковорода — СКОВОРОДА -ы, вин. сковороду; мн. сковороды, сковород, -ам; ж. Кухонная посуда круглой формы с загнутыми краями для жаренья. Чугунная, алюминиевая с. С. для цыплят табака. Жарить, тушить на сковороде. Смазать сковороду жиром. // чего. Толковый словарь Кузнецова
  14. сковорода — У этого слова нет общепринятой этимологии. Возможно, оно восходит к звукоподражательной основе сквар (напоминает звук масла на раскаленной сковороде) и родственно слову шкварки. Этимологический словарь Крылова
  15. сковорода — СКОВОРОДА или сковородка ж. сковрада церк. (см. сквара), кухонная посуда, для жарения, пряжения; железная и чугунная тарелка. Долгая сковорода, противень; глиняная, латка, ладка; соловарная, черен; без закрайков, гладкая, на печенье: лист. Толковый словарь Даля
  16. сковорода — сковорода́ укр. сковорода́, др.-русск. сковорода, ст.-слав. сковрада ἐσχάρα, τήγανον (Супр.), др.-чеш. skravada, skrovada (*skovrada), польск. skowroda, в.-луж. škorodej, н.-луж. škórodej, škórodwej, род. п. škórodwe. Праслав. *skovorda, *skovordy, -ъvе. Этимологический словарь Макса Фасмера
  17. сковорода — сковорода ж. 1. Круглая с загнутыми краями металлическая посуда для жарения. 2. Количество пищи, находящееся в такой посуде. Толковый словарь Ефремовой
  18. Сковорода — Григорий Саввич (1722—94) — украинский философ, сын простого казака; учился в Киевской духовной академии, а потом был отправлен в СПб. в придворную певческую капеллу; в 1744... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона