ПАНТЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ (от греч. πᾶν – все и θεός – Бог) – религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. В качестве религиозного учения обычно противопоставляется теизму [ТЕИЗМ], отделяющему Бога в качестве трансцендентного вневременно́го творца от мира как его временно́го творения. Термин «пантеист» был впервые использован английским философом Дж.Толандом (1705), собственно термин «пантеизм» был введен в философский оборот нидерландским теологом Й.Фаем (1709).

Первыми историческими формами пантеизма считаются некоторые системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии, а также философские концепции древнегреческих философов-досократиков (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Бог здесь еще не мировой дух, но скорее душа мира, одушевляющее начало, субстанциальный элемент среди других элементов, что дает основание говорить в данном случае о гилозоистическом пантеизме (см. Гилозоизм [ГИЛОЗОИЗМ]).

Пантеизм предлагает монистический вариант решения проблемы соотношения Бога-субстанции и мира-Вселенной. Но тогда возникает необходимость согласования, примирения атрибутов Бога (вечности, бесконечности, неизменяемости, неподвижности) с атрибутами временно́го, изменяющегося мира. С этой трудностью справляются по-разному. Абсолютистский монистический пантеизм полностью отождествляет Бога и мир, и такие качества Бога, как вечность, неизменность, бесконечность, переносятся на мир (Парменид [ПАРМЕНИД]). Такого рода пантеизм, последовательно проведенный, приводит к акосмизму – признанию иллюзорности мира. Гегелевский абсолютистский пантеизм наделяет Бога способностью к самодвижению и саморазвитию, тем самым снимая противоречие между Богом и миром. Имманентный пантеизм помещает Бога в мир в качестве его «части» – как силу или закон, вечный и неизменный, управляющий изменяющимся миром (Гераклит, стоики, Спиноза). При этом Бог в некоторых из имманентных пантеистических учений может рассматриваться не как средоточие характеристик, противоположных миру, а как единство противоположностей (Николай Кузанский, Дж.Бруно, Я.Бёме). Неоплатоники создали эманационный вариант пантеизма: мир есть истечение, эманация [ЭМАНАЦИЯ] божественной сущности, он имеет степени совершенства, соответствующие мере присутствия божественной сущности. Этот вид пантеизма содержит в себе скрытый дуализм, поскольку результат эманации отделен от источника эманации – Бога. Поэтому эманационный пантеизм не вступал в противоречие со средневековой христианской теистической доктриной, существуя в ней в качестве особой формы реализма [РЕАЛИЗМ] (Эриугена, Давид Динанский).

Отождествляя Бога и мир, пантеизм содержит в себе возможность редукции одного из элементов тождества к другому. Либо Бог растворяется в мире (природе), и пантеизм тяготеет к материализму (наиболее ярким образцом такого рода пантеизма служит доктрина Б.Спинозы с ее формулой «Deus sive Natura»), либо природа исчезает в Боге, представая как всего лишь его инобытие (в таком виде пантеизм присутствует в различных философских версиях объективного идеализма, от систем индийской философии до гегелевской философии Абсолюта [АБСОЛЮТ]).

Пантеизм исторически был движением от теологии к философии в форме метафизики. Ведь бог пантеизма – это именно философский бог-субстанция, а не теологический Бог-личность. Поэтому все попытки сохранить идею Бога и одновременно построить онтологию, исходящую из идеи единства, самопорождения и самопричинности мира, т.е. онтологию, ориентированную на научное мировоззрение, неизменно приводили к пантеизму. Популярность пантеистической доктрины отчасти объясняется тем, что пантеизму присущ мощный эмоциональный потенциал. Пантеизм устраняет необходимость посредника между Богом и личностью, открывая бесконечные возможности интимного общения человека с Богом. Бог рядом с нами, вокруг нас, в нас; познавая природу, мы познаем Бога, познавая себя, мы в себе узнаем Бога – такая установка импонировала многим художникам-творцам. Именно идея причастности личности мировому порядку вдохновляла поэтический пантеизм Гёте, Теннисона, Эмерсона.

Последнее яркое явление пантеизма на философской сцене – онтологическая система Гегеля. В позднейшие времена пантеистические мотивы дают себя знать всюду, где философия начинает тяготеть к теологии. Историческое значение философского пантеизма состоит прежде всего в том, что на его почве развилась идея субстанциального единства мира и всеобщей взаимосвязи явлений в составе целого – идея, составившая основу столь актуального в 20 в. холизма [ХОЛИЗМ].

О.В.Вышегородцева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Пантеизм — (от пан... и греч. theós — бог) философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.»— его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). Большая советская энциклопедия
  2. пантеизм — -а, м. Религиозные и философские учения, отождествляющие бога с природой и рассматривающие природу как воплощение божества. [От греч. πα̃ν — всё и θεός — бог] Малый академический словарь
  3. ПАНТЕИЗМ — ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — всё и theos — Бог) — англ. pantheism; нем. Pantheismus. Учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества. Социологический словарь
  4. ПАНТЕИЗМ — (от греч. pan — все и teos — бог) — филос. учение, согласно к-рому бог и природа объединены или тождественны. Элементы П. можно проследить в древнекит. и особенно древнеинд. философиях. В древнегреч. философии принципы... Советская историческая энциклопедия
  5. пантеизм — орф. пантеизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. пантеизм — ПАНТЕИЗМ а, м. panthéisme m. Философское идеалистическое учение, отождествляющее бога с природой. БАС-1. Спиноза был глубокомысленный философ и ревностный почитатель Божества. от пантеизма и атеизма равно удаленной. Карамз. ПРП 2 89. Словарь галлицизмов русского языка
  7. пантеизм — ПАНТЕИЗМ [тэ], -а; м. [греч. pan — всё и theos — бог] Религиозные и философские учения, отождествляющие бога с природой и рассматривающие природу как воплощение божества. ◁ Пантеистический (см.). Толковый словарь Кузнецова
  8. пантеизм — [тэ], пантеизма, мн. нет, м. [от греч. pan – всё и theos – бог]. Религиозное мировоззрение, согласно которому в основе мира лежит не материя, а некоторое божественное духовное начало, существующее в единстве с природой (филос.). || Обожествление природы (этнол.). Большой словарь иностранных слов
  9. пантеизм — ПАНТЕ’ИЗМ [тэ], пантеизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. pan — всё и theos — бог). Религиозное идеалистическое мировоззрение, согласно которому в основе мира лежит не материя в движении, а некоторое божественное духовное начало... Толковый словарь Ушакова
  10. пантеизм — ПАНТЕИЗМ м. греч. всебожие; обожанье природы, боготворенье всего созданного, вместо Создателя. Пантеист м. пантеистка ж. поклонник веры этой. Пантеистические убежденья. Пантеон... Толковый словарь Даля
  11. Пантеизм — Религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистичесие тенденции проявляются в еретической мистике средних веков в Европе. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения Краткий религиозный словарь
  12. ПАНТЕИЗМ — ПАНТЕИЗМ (от пан... и греч. theos — бог) — религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Большой энциклопедический словарь
  13. Пантеизм — (греч. pantheion pan – все + theos – бог) религиозно-философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм растворяет природу в боге. Словарь по культурологии
  14. пантеизм — пантеизм м. Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение Божества. Толковый словарь Ефремовой
  15. ПАНТЕИЗМ — ПАНТЕИЗМ (греч. pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В П. Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Новейший философский словарь
  16. пантеизм — ПАНТЕИЗМ [тэ], а, м. (спец.). Религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием. | прил. пантеистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  17. Пантеизм — Учение, отождествляющее в известном отношении Бога с миром; на это указывает само название, происходящее от греческого τό πάν — все и ό θεός — Бог. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона