Даосизм

Даоси́зм

1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами «Лао-цзы» (др. название — «Дао дэ цзин») и «Чжуан-цзы». В настоящее время большинство учёных приходит к выводу, что «Чжуан-цзы» появился около 300 до н. э. и приблизительно в то же время — «Лао-цзы», в связи с чем датировка возникновения Д. передвигается с 6—5 вв. до н. э. (как считалось ранее) к 4—3 вв. до н. э.

В центре учения, изложенного в «Чжуан-цзы» в виде притч, носящих полемический характер и направленных против конфуцианства (См. Конфуцианство) и моизма (см. Китай, раздел Философия), лежат противопоставление природы обществу и призыв к человеку стряхнуть с себя оковы обязанностей и долга и вернуться к простой, безыскусственной жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выступает как таинств, целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах. Разочарование в возможности политического и социального действия, анархический индивидуализм, мистицизм и иррационализм характерны для философии «Чжуан-цзы», а имеющаяся в трактате мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз на протяжении истории Китая идеологически оформлявшей крестьянскую революционность. Вместе с тем превознесение природы и призыв к внимательному наблюдению происходящих в ней процессов, с одной стороны, содействовали появлению в Китае первоначальных научных знаний, сделавших возможным ряд изобретений (в частности, бумаги), способствовавших техническому прогрессу; с др. стороны, сыграли впоследствии огромную роль в развитии китайской живописи (в особенности пейзажной). В трактате «Лао-цзы» понятие «дао» приобретает смысл не только сущности, но и первопричины вселенной. Вместо свойственного «Чжуан-цзы» абсолютного отрицания политики и морали появляется призыв к недеянию (увэй), означающему в моральном плане самоустранение, уступчивость, отказ от желаний и от борьбы, а в политическом плане — проповедь невмешательства правительства в жизнь народа.

2) Одна из китайских религий. Возникла во 2 в. н. э. и использовала в качестве основного канонического сочинения трактат «Лао-цзы». Во 2 в. Чжан Дао-лин основал, по-видимому под воздействием Буддизма, даосскую религиозную организацию, при помощи которой во время восстания «Жёлтых повязок» (184) было создано повстанческое государство. В начале 5 в. Коу Цянь-чжи разработал даосскую теологию и ритуал, что создало возможность провозглашения Д. государственной религией. Особым покровительством пользовался Д. в эпоху Тан, когда по императорскому указу были канонизированы Лао-цзы, Чжуан-цзы и др. даосские мыслители и по всей стране воздвигались даосские храмы. После 10 в. Д. утратил поддержку государственной власти и сохранился до середины 20 в. главным образом как синкретическая народная религия, впитавшая в себя элементы конфуцианства и буддизма.

Основной целью адептов Д. является достижение долголетия, для чего употребляется целый ряд методов, начиная со специфической диеты и кончая различными физическими упражнениями. Даосские маги и врачеватели, занимавшиеся поисками эликсира бессмертия, значительно способствовали развитию кит. алхимии.

Лит.: Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М. — Л., 1950; Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступит, ст., пер. и комментарии Л. Д. Позднеевой, М., 1967; Рубин В. А., Человек в древнекитайской мысли, «Народы Азии и Африки», 1968, № 6; Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 1—2, Princeton, 1952—53; Maspero H., Melanges posthumes sur les religions eti'histoire de la Chine, v. 2, P., 1950.

В. А. Рубин.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ДАОСИЗМ — ДАОСИЗМ — направление китайской философии, соотносящееся весьма сложным образом с известной под именем даосизма традиционной религией Китая. Новая философская энциклопедия
  2. даосизм — Даос/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  3. даосизм — орф. даосизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. даосизм — ДАОСИЗМ -а; м. Философское и религиозное учение, сложившееся в Китае в 4 — 2 вв. до н. э. и исповедующее естественный путь самосовершенствования, по которому должен следовать окружающий мир и все люди. ◁ Даосический, -ая, -ое. Д-ие взгляды. Толковый словарь Кузнецова
  5. даосизм — Таоизм [< кит. “дао” путь] – одна из трёх официальных религий в Китае (наряду с конфуцианством и буддизмом); даосизм освящает покорность, смирение, безропотность народных масс; обряды даосизма основаны на суевериях, магии, колдовстве, заклинании духов Большой словарь иностранных слов
  6. даосизм — даосизм I м. Одно из основных направлений древнекитайской филисофии, возникшее в IV — III вв. до н.э., основной целью последователей которого является достижение единства с первоосновой мира — дао. II... Толковый словарь Ефремовой
  7. Даосизм — Учение о дао, или «пути» (вещей), возникло в Китае в VI – V вв. до н.э. Основоположником считается Лао-Цзы – древнекитайский философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью. Словарь по культурологии
  8. ДАОСИЗМ — ДАОСИЗМ (кит. дао цзя или дао цзяо) — китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Большой энциклопедический словарь
  9. Даосизм — Вместе с конфуцианством и буддизмом составляет три, так сказать, официальные религии Китая (Сань-цзяо — "три вероучения"). Возник он в Китае и нигде почти, кроме этой страны, не распространился. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  10. ДАОСИЗМ — ДАОСИЗМ — учение о дао или «пути вещей». Как особая система философствования возникает в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основоположником Д. принято считать Лао-цзы (в эпоху Тан — 7-9 вв. — был канонизирован как святой). Видными представителями Д. (4-3 вв. Новейший философский словарь