Графика

I

Гра́фика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую)

вид изобразительного искусства, включающий Рисунок и печатные художественные произведения (гравюру (См. Гравюра), литографию (См. Литография) и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «Г.» первоначально употреблялся лишь применительно к письму (См. Письмо) и каллиграфии (См. Каллиграфия). Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда Г. определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство чёрного и белого. Такое понимание Г. в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, Г. использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги — основного материала Г. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Г. не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак Г. — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, Г. с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Г. могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в Г. часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать Г. с поэзией. Поэтому в Г. наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Франции). Способность Г. к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР). Активную роль в Г. играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в Г. неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Г. обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями Г. — от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений Г., требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями Г. являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, литографий А. Ф. Пахомова, рисунков Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова). Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической Г., бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий («летучие листки» Крестьянской войны 1524—26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. Г. развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в Г. определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов.

По технике Г. разделяют на рисунок и печатную Г. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка много общего с живописью, а границы между ними условны: Акварель, Гуашь, Пастель, Темпера могут использоваться для создания как графических, так и живописных по характеру и стилю произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной Г. — гравюры и литографии — могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с 6—7 вв. в Китае, с 14—15 вв. в Европе, литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханической репродукции печатная Г. служила для воспроизведения картин и рисунков.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная Г. и плакат. Станковая Г. распространена в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства — к тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Ж. Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, К. Кольвиц в Германии, литографии Э. Делакруа, Т. Стейнлена во Франции, рисунки И. Е. Репина, В. А. Серова в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, гравюры Н. И. Уткина в России, литографии Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры японца Хокусая, сов. художника А. П. Остроумовой-Лебедевой, рисунки П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной Г. (Эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств, обусловленных работой в материале (дерево, металл, линолеум в гравюре, камень в литографии), широко используются для украшения современного интерьера. Специфическими массовыми видами являются в станковой печатной графике Лубок, а в газетно-журнальной — Карикатура. Одна из основных областей применения Г. — Книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к Г., поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика (У. Моррис в Англии, В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР) включает иллюстрации (См. Иллюстрация) (выполняющие задачи истолкования литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область Г. — Плакат, который в современных формах сложился в 19 в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше). Кроме рисунка, плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР). Прикладная, в том числе промышленная, Г. (Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление предметов утилитарного характера (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки и др.). Связь Г. с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.

Лит.: Клингер М.., Живопись и рисунок, [пер. с нем.], СПБ. 1908: Русская графика, М., 1949—52 (серия монографий); Левитин Е. С., Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. [Альбом], М., 1959; Фаворский В. А., О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, 1956—1957, М., 1961: Радлов Н. Э., Современная русская графика и рисунок, [статья 1913], в кн.: Избр. сочинения, М., 1964; Сидоров А. А., Графика первого десятилетия. 1917—1927, М., 1967; его же, Русская графика начала XX века, М., 1969; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., 1969; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970; Crane W., Line and form. L., 1900; Bock Е., Geschichte der graphischen Kunst von ihren Anfangen bis гиг Gegenwart, B., 1930: Чегодаев А. Д., Русская графика. 1928–1940, М., 1971.

Ю. А. Молок.

Графика

К. Кольвиц. «Пахота». Гравюра офортом и акватиной из цикла «Крестьянская война». 1906.

Графика. Рис. 2

Кацусика Хокусай. «Порыв ветра». Гравюра на дереве из цикла «36 видов горы Фудзи». Между 1823—29.

Графика. Рис. 3

О. Роден. Набросок с натуры карандашом и акварелью. 2-я пол. 19 в. Музей Родена. Париж.

Графика. Рис. 4

Ф. Гойя. «Сурки». Гравюра офортом и акватиной из цикла «Капричос». 1797—98.

Графика. Рис. 5

О. А. Кипренский. Портрет Е. И. Чаплица. Рисунок итальянским карандашом. 1813. Третьяковская галерея. Москва.

Графика. Рис. 6

Рембрандт. «Три дерева». Офорт. 1643.

Графика. Рис. 7

Микеланджело. Этюд к картону «Битва при Кашине». Рисунок итальянским карандашом. Ок. 1504. Галерея Альбертина. Вена.

Графика. Рис. 8

Л. Мендес (Мексика). «Казнь». Гравюра на линолеуме. 1949.

Графика. Рис. 14

В. А. Фаворский. «Октябрь 1917». Гравюра на дереве. 1928.

Графика. Рис. 15

Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Плакат. 1941.

Графика. Рис. 9

Г. Г. Клуцис. «Выполним план великих работ!». Плакат. 1931.

Графика. Рис. 16

Д. С. Моор. «Помоги!». Плакат. 1921—22.

Графика. Рис. 17

М. В. Добужинский. Обложка повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». 1923.

Графика. Рис. 18

С. В. Чехонин. Обложка книги Дж. Рида «10 дней, которые потрясли мир». 1923.

Графика. Рис. 10

А. Тулуз-Лотрек. «Астрид Брюан в своем кабаре». Афиша. Литография. 1892.

Графика. Рис. 11

Л. М. Лисицкий. Обложка издания поэмы В. В. Маяковского «Хорошо!». 1927.

Графика. Рис. 12

Прикладная графика. Вверху: слева — эскиз почтовой марки РСФСР (1917—18) работы Н. И. Альтмана; в центре — этикетка для катушек (гравюра на дереве, 1930) работы В. А. Фаворского; справа — книжный знак издательства «Ферлаг дер кунст» (1952) работы В. Клемке (ГДР). Внизу — рекламный плакат с текстом В. В. Маяковского (1925) работы А. М. Родченко.

Графика. Рис. 13

О. Домье. «Актёр, которому заплатят». Литография. 1845.

II

Гра́фика

в языкознании, система правил перехода от графем (См. Графема) и их сочетаний к Фонемам и их сочетаниям (или наоборот). Необходимость этих правил вызвана тем, что ни в одном языке нет полного совпадения системы фонем с системой графем. С одной стороны, есть фонемы, которым соответствуют графические сочетания, например [∫] ~ sh в английском письме; но это соответствие не следует из того, что графема s соответствует фонеме [s] или [z], а графема h — фонеме [h] или нулю. С другой стороны, есть графемы, вообще не имеющие фонематической параллели вне определённых графических сочетаний, например q в большинстве западноевропейских письменностей, не встречающееся вне сочетания qu. Нередко термин «Г.» употребляют для обозначения всей совокупности специфической для письменной речи средств (графемы, знаки препинания, шрифтовые выделения).

Лит. см. при ст. Графема.

А. А. Леонтьев.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Графика — ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. Совокупности систем акустически-артикуляционных знаков устной или произносимой речи, обозначаемой термином фонетика, противостоит... Литературная энциклопедия
  2. графика — -и, ж. 1. Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира при помощи линий и штрихов, в основном в черном и белом цвете. Произведения графики. Живопись и графика. Малый академический словарь
  3. графика — Гра́ф/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. графика — орф. графика, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. Графика — Сумма начертательных средств определенного письма: графемы (буквы), диакритика, знаки препинания, ударения и др. Большинство алфавитов нового времени основываются на латинской и кириллической графической основе. Словарь социолингвистических терминов
  6. графика — 1) Часть учения о письме, исследующая соотношения между звуками и буквами. 2) Совокупность всех средств данной письменности. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  7. графика — 1) Совокупность всех средств данной письменности. Русская, графика. 2) Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв, т. е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  8. графика — ГРАФИКА и, ж. graphique нем. Graphik <�гр. graphikos. 1. Вид изобразительного искуства, основой которого является рисунок с использованием контурных линий, штрихов, тонов и пятен в контрасте с белой, цветной или черной поверхностью бумаги. БАС-2. Словарь галлицизмов русского языка
  9. Графика — (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка... Художественная энциклопедия
  10. графика — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? графики, чему? графике, (вижу) что? графику, чем? графикой, о чём? о графике 1. Графика — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи линий, штрихов... Толковый словарь Дмитриева
  11. Графика — (греч. graphike от grapho — пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями, без красок, а также произведения этого искусства. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994) Архитектурный словарь
  12. графика — ГРАФИКА -и; ж. 1. Вид изобразительного искусства, в основе которого лежит рисунок, выполненный штрихами, контурными линиями, пятнами и т.п., без красок (в основном в чёрном и белом цвете); произведения этого искусства. Станковая, книжная... Толковый словарь Кузнецова
  13. графика — ГРАФИКА, и, ж. 1. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда с применением цветовых пятен), а также (собир.) произведения этого искусства. Станковая, книжная, газетно-журнальная г. Толковый словарь Ожегова
  14. графика — Графики, мн. нет, ж. [от греч. graphikos – начертанный]. 1. Изобразительное искусство, пользующееся комбинацией линий и штрихов и контрастов белого и черного, без применения красок (искус.). Выставка произведений графики. Большой словарь иностранных слов
  15. графика — ГР’АФИКА, графики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. graphikos — письменный). 1. Изобразительное искусство, пользующееся комбинацией линий и штрихов и контрастов белого и черного, без применения красок (иск.). Выставка произведений графики. Толковый словарь Ушакова
  16. графика — графика I ж. 1. Вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок с использованием контурных линий, штрихов, тонов и пятен в контрасте с белой, цветной или чёрной поверхностью бумаги. Толковый словарь Ефремовой
  17. ГРАФИКА — ГРАФИКА — в лингвистике -1) совокупность всех средств данной письменности. 2) Раздел языкознания, исследующий соотношения между графемами и фонемами. ГРАФИКА (греч. Большой энциклопедический словарь
  18. Графика — (гр. graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую) 1) вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок, а также печатные художественные изображения, в основе которых лежит такой рисунок... Словарь по культурологии
  19. графика — гра́фика "искусство рисования, письма и черчения", возм., через нем. Graphik из лат. graphica, греч. γραφική; см. Горяев, Доп. 1, 9. Этимологический словарь Макса Фасмера