Литография

Литогра́фия

(от Лито... и ...графия

способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Л. явилась прообразом плоской печати (См. Плоская печать). Печатной формой в Л. служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на которую нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге — корнпапире. После химической обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краски производится печатание.

Л. изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером; им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Л. широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Л.: Автолитография, Хромолитография, Фотолитография, Олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Л. стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью (См. Офсетная печать). Потеряв своё промышленное значение, Л. остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.

Д. П. Татиев.

Специфический язык художественной Л. оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием Романтизма. К Л. обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раффе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Л. Крупнейшим мастером романтической Л. был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Л. была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменяется политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, виднейшего мастера Л. середины 19 в., оказавшего значительное воздействие на её дальнейшее развитие, В области бытовой карикатуры работали многие мастера Л., из которых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. Менцеля. Л. занимает большое место в творчестве многих латиноамериканских художников 1-й половины 19 в. — представителей Костумбризма. В России в 1-й половине 19 в. техника Л. привлекает крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820—30-е гг. интерес русских художников обращен преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, А. П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине 19 в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжают во 2-й половине 19 в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.

С 1840-х гг. в искусстве Л. заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём искусства Л. происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции Э. Мане находит новые художественные возможности Л., полнее выявляя фактуру материала; к Л. часто обращаются в этот период мастера Импрессионизма — О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) Л. В конце 19 в. заметный след в Л. оставляют Символизм и стиль «Модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Л. на рубеже 19—20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции), Традиции Домье продолжаются в социально-критических листах Ж. Л. Форена и Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Англии, К. Кольвиц в Германии, В России в последней трети 19 в. новый интерес к Л. проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографического пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. с литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

После 1-й мировой войны 1914—18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создают немецкие экспрессионисты — М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-е гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Л. становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К Л. обращались и обращаются крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиггинс в Мексике и многие др. Советская Л. представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. А. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедсвой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Родионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.

Лит.: Фридлендер М., Литография. Пер. с нем. С приложением очерка — Воинов В. В., Литография в России, Л., 1925; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943; его же, Русская литография XIX в., М., 1953; Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952; [Герценберг В. Р.], Современный советский эстамп, М., 1960; Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963; Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., [1966]; Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915; Mayer R., Die Lithographie. Eine Einführung, Dresd., [1955].

Е. С. Левитин.

Литография

А. де Тулуз-Лотрек. Афиша «Жанна Авриль». Цветная литография. 1893.

Литография. Рис. 2

П. О’Хиггинс. «Староста деревни». 1953.

Литография. Рис. 12

П. Пикассо. «Женщина в кресле». 1949.

Литография. Рис. 13

А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948.

Литография. Рис. 14

О. Домье. «Мусорщик». Из серии «Цыгане Парижа» (1842).

Литография. Рис. 3

А. Менцель. «Игра в серсо». 1830-е гг.

Литография. Рис. 4

Т. Стейнлен. «Стачка». 1898.

Литография. Рис. 5

Э. Делакруа. Иллюстрация к «Гамлету» Шекспира. 1843.

Литография. Рис. 15

Е. И. Чарушин. «Тетерева на дереве». 1935. Цветная литография.

Литография. Рис. 16

В. М. Конашевич. «В Старой Сивилье». Из альбома «Павловский парк». 1922. Цветная литография.

Литография. Рис. 17

Н. С. Гончарова. «Галльский петух». Из серии «Мистические образы войны». 1914.

Литография. Рис. 6

Литография. К. П. Беггеров. «Вид арки Главного штаба». С рисунка А. Канеппи. Из серии «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» (1821—23).

Литография. Рис. 7

И. С. Щедровский. «Игра в карты». Из альбома «Вот наши! с натуры…». 1846. Цветная литография.

Литография. Рис. 8

Г. С. Верейский. Портрет К. А. Сомова. Из альбома «Портреты русских художников». 1922.

Литография. Рис. 9

К. И. Рудаков. Илл. к рассказу Мопассана «Пышка». 1935.

Литография. Рис. 10

Е. А. Кибрик. Илл. к повести Роллана «Кола Брюньон». 1934—36.

Литография. Рис. 11

К. Ф. Богаевский. Из альбома «Пейзажи Киммерии». 1923. Цветная литография.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. литография — -и, ж. 1. Старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок. 2. Полученный таким способом оттиск. Художественная литография. 3. Предприятие или цех, где печатают таким способом. [От греч. λίθος — камень и γράφω — пишу] Малый академический словарь
  2. ЛИТОГРАФИЯ — Один из способов плоской печати. Печатная форма изготовляется из литографического камня. Различаются Л.: перьевая, меловая, гравюра на камне, травление на камне. Ранее широко использ. для печатания почт, марок. Филателистический словарь
  3. литография — Лит/о/гра́ф/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  4. литография — орф. литография, -и Орфографический словарь Лопатина
  5. литография — ЛИТОГРАФИЯ и, ж. lithographie f., нем. Lithographie < lithos камень + grapho пишу. 1. То же, что литология. Ян. 2 574. 2. Рисование на литографском камне; способ печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок; литографирование. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. Литография — Оборудование Процесс нанесения рисунка будущей микросхемы на слой фоторезиста с помощью специальных литографических масок.Существует два вида литографии — теневая и проекционная. Словарь компьютерных терминов
  7. Литография — (от греч. lithos — камень и grбpho — пишу, рисую), специфический вид тиражной графики, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу... Художественная энциклопедия
  8. ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, метод ПЕЧАТАНИЯ с плоской, покрытой типографской краской поверхности. Этот метод, изобретенный в 1790-х гг., основан на том, что жир и вода не смешиваются. Научно-технический словарь
  9. литография — 1) способ печати с плоского литографского камня-известняка (или близкой по свойству металлической пластины), на который нанесен рисунок жирным специальным веществом; 2) листовое издание, представляющее собой оттиск с изображения... Толковый словарь по полиграфии
  10. литография — ЛИТОГРАФИЯ -и; ж. [от греч. lithos — камень, минерал и graphō — пишу] 1. Способ печати путём перенесения рисунка с плоской поверхности камня на какой-л. материал. Заниматься литографией. Искусство литографии. 2. Полученный таким способом оттиск. Толковый словарь Кузнецова
  11. литография — ЛИТОГРАФИЯ, и, ж. 1. Печатание с поверхности камня, на к-рой сделан рисунок. 2. Предприятие, где печатают таким способом. 3. Рисунок, напечатанный таким способом. | прил. литографский, ая, ое и литографический, ая, ое. Литографский камень. Литографический портрет. Толковый словарь Ожегова
  12. литография — Литографии, ж. [от греч. lithos – камень и grapho – пишу]. 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня. Большой словарь иностранных слов
  13. литография — ЛИТОГР’АФИЯ, литографии, ·жен. (от ·греч. lithos — камень и grapho — пишу). 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня. Толковый словарь Ушакова
  14. Литография — Писание, черчение и художественное рисование на камне чернилами и карандашом особого состава, а также иглою, и производство на бумаге отпечатков написанного, начерченного или нарисованного таким образом [слово... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ (от лито... и...графия) — способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Большой энциклопедический словарь
  16. Литография — Способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 г. Словарь по культурологии
  17. литография — литография ж. 1. Способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). 2. Оттиск, полученный таким способом. 3. Предприятие, цех, где печатают таким способом. Толковый словарь Ефремовой
  18. литография — ЛИТОГРАФИЯ ж. греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание. || Заведение, где печатают с камней, камнепечатня. || Писание или картина, этим способом сделанная. Толковый словарь Даля