Акварель

Акваре́ль

(франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua — вода)

краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной А. (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Её основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко — шёлка слоновой кости), чистота цвета. А. совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приёмы А. — размывы и затёки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. А. бывает монохромной: сепия (коричневая краска), Бистр, «чёрная А.», тушь. В А., выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.

В 15—17 вв. А. служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение А. отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные А. — пейзажи А. Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в. Со 2-й половины 18 в. А. стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы А. позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность её колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А. и Дж. Р. Козенс, Т. Гёртин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажнённой бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В 18 в. А. распространяется также во Франции (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. А. Алексеева, М. М. Иванова). В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи А. по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и А. А. Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к А. обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А. Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель; продолжается расцвет английской школы А. (У. Тёрнер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников А. обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом; это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов — П. Синьяка и др. (А. которых присущи лёгкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги). В конце 19 — начале 20 вв. А. всё чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углём, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. А. Серова, художников «Мира искусства» (См. Мир искусства)). В 20 в. А. привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, — представителей Экспрессионизма, А. Матисса (А. которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.

Советской А. свойственно разнообразие жанров, манер и технических приёмов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом чёрной А.) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. А. Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушённого цвета, прозрачность жидких, лёгких мазков — портретам А. В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, чёткостью ритма характеризуются А. латышских художников 1960-х гг.

Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, [6-е изд.], М. — Л., 1950; Фармаковский М. В., Акварель, её техника, реставрация и консервация, Л., 1950; Ревякин П. П., Техника акварельной живописи, М., 1959.

О. В. Мамонтова.

Акварель

Акварель. К. П. Брюллов. «Пляска перед остерией в Риме» («Праздник сбора винограда»). 1827. Третьяковская галерея. Москва.

Акварель. Рис. 2

Акварель. Р. К. Бем. «Морской город — Рига» (из цикла «У Рижского залива»). 1965.

Акварель. Рис. 3

П. Ф. Соколов. Портрет А. О. Витали, жены скульптора И. П. Витали.1838. Третьяковская галерея. Москва.

Акварель. Рис. 4

М. А. Врубель. «Венеция». 1892. Частное собрание. Ленинград.

Акварель. Рис. 5

П. П. Кончаловский. «Петергоф». 1931. Частное собрание. Москва.

Акварель. Рис. 6

А. В. Фонвизин. «Сын». 1940. Собственность автора.

Акварель. Рис. 7

У. Келлоу. «Большой канал в Венеции». 1841. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Акварель. Рис. 8

С. В. Герасимов. «Барвиха». 1961. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. акварель — -и, ж. 1. Краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. В кабинете висели несколько портретов Бычка [рысака], писанных масляными красками и акварелью. Герцен, Былое и думы. 2. Картина или рисунок, написанные водяными красками. Малый академический словарь
  2. акварель — АКВАРЕЛЬ и, ж. aquarelle f. 1791. Лексис.1. Художественные краски, легко разводимые водой. БАС-2. В кабинете висели несколько портретов <�рысака>, написанных масляными красками и акварелью. Герц. Былое. Словарь галлицизмов русского языка
  3. акварель — см. >> картина Словарь синонимов Абрамова
  4. Акварель — (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua — вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной акварелью (с примесью белил, см. Художественная энциклопедия
  5. акварель — Акваре́ль/. Морфемно-орфографический словарь
  6. акварель — орф. акварель, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. акварель — АКВАРЕЛЬ -и; ж. [итал. acquerello от лат. aqua — вода]. 1. Художественные краски, разводимые водой. Писать акварелью. 2. Живопись такими красками, отличающаяся чистотой цвета, прозрачностью. // Картина или рисунок, написанные такими красками. Портрет... Толковый словарь Кузнецова
  8. акварель — См. аквамарин Толковый словарь Даля
  9. акварель — Заимствовано из немецкого (aquarell) или французского (aquarelle). Латинский корень этих слов – aqua означает "вода", а в целом акварель – это "водная краска". Интересно, что по-английски это понятие передается сочетанием "water color", то есть тоже "водная краска". Этимологический словарь Крылова
  10. акварель — акварель ж. 1. Художественные краски, легко разводимые водой. 2. Техника живописи, основанная на применении таких красок. 3. Картина или рисунок, написанные такими красками. Толковый словарь Ефремовой
  11. акварель — акваре́ль через нем. Aquarell или прямо из франц. aquarelle – то же. Этимологический словарь Макса Фасмера
  12. акварель — АКВАР’ЕЛЬ, акварели, ·жен. (·франц. aquarelle). 1. только ед. Краски, разводимые в воде. 2. Картина, нарисованная этими красками (живоп.). Выставка акварелей. | собир. Собрание таких картин (спец.). Отделение акварели в музее. 3. только ед. Толковый словарь Ушакова
  13. акварель — Акварели, ж. [фр. aquarelle]. 1. только ед. Краски, разводимые в воде. 2. Картина, нарисованная этими красками (живоп.). Выставка акварелей. || собир. Собрание таких картин (спец.). Отделение акварели в музее. 3. только ед. Рисование акварелью (спец. Большой словарь иностранных слов
  14. АКВАРЕЛЬ — АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода) — краски (обычно с клеем) — разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги) — чистота цвета. Большой энциклопедический словарь
  15. акварель — АКВАРЕЛЬ, и, ж. 1. собир. Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде. Писать акварелью. 2. Картина, написанная такими красками. Выставка акварелей. | прил. акварельный, ая, ое. Акварельные тона (мягкие, нежные). Толковый словарь Ожегова
  16. Акварель — (итальян. aquarelle или aqua-tento, франц. aquarelle, английс. painting in water colours, немец. Wasserfarbengemälde, Aquarellmalerei) означает живопись водяными красками. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона