Плакат

I

Плака́т (нем. Plakat, от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать)

1) разновидность Графики.

2) Единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Современный П. является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. До 2-й половины 19 в. П. называли иногда агитационные гравюры крупного размера (например, «летучие листки» периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в 16 в.), политические афиши во Франции в 18 в. и т.п. П. должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди др. источников информации. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, нацелить в нужном направлении сознание и волю к действию, П. использует ряд специфических художественных средств. В П. могут применяться изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, разновременных и происходящих в различных пространствах событий, обобщение формы предметов; важную роль в П. играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему условных изобразительных средств П. иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). Для многих П. на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. Появление П. (вначале рекламного, позже политического) связано с обострением торговой и промышленной конкуренции в капиталистическом хозяйстве, с интенсификацией общественно-политической и культурной жизни (рост числа зрелищных учреждений, промышленных и художественных выставок, массовых митингов и манифестаций и др.). Применение литографии (См. Литография) (в т. ч. цветной) позволило издавать красочные П. быстро и большими тиражами. Рекламный П. возник в Западной Европе во 2-й половине 19 в. в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых постепенно всё большую часть текста вытесняли орнамент и фигурные изображения (театральный П. часто по традиции называется афишей). Ведущая роль в развитии П. в конце 19 в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты художественного языка П.: обобщенность форм (мгновенно запоминающихся, иногда не лишённых гротеска), кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Однако большинство П. конце 19 — начале 20 вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля «Модерн», отличающихся от произведений книжно-журнальной графики преимущественно размерами [работы Э. Грассе и А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Англии, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США], либо носило натуралистический характер. С начала 1910-х гг. П. постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле модерн, порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). Переходный характер носило творчество Л. Капьелло, в котором сочетались принципы «картинного» и «предметного» П. В рекламном П. определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и пр. в Германии, а с 20-х гг. — и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности П. (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы П., которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров, позже киноплакат приобрёл образный характер, стремясь показать главных героев, дать представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. С 1920—30-х гг. П. стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве. В начале первого десятилетия 20 в. появился политические П., лучшие достижения которого на протяжении всей его истории связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических П. были Т. Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период 1-й мировой войны 1914—18 получил распространение агитационный П. (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определённое влияние на последующее развитие П. (работы А. Лита в Англии, Ж. Февра во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 1920—30-е гг. развитие политического П. в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты П., изданные в Венгрии в период существования Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уица и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские П. в Германии (работы Г. Пехштейна, Джона Хартфилда и др.), П. в защиту республики Испании. В годы 2-й мировой войны 1939—45 особенно большое распространение получили антифашистские П., в послевоенные годы — П. в защиту мира (работы П. Пикассо во Франции, Л. Мендеса в Мексике, Т. Трепковского в Польше). Стилистически П. 1920—70-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (в конце 1910-х гг. Дж. Хартфилд, а затем советский художник Г. Г. Клуцис обратились к фотомонтажному П.); на эволюцию П. повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии.

В дореволюционной России, где отсутствовали элементарные буржуазно-демократические свободы, политический П. не мог существовать; слабо был развит и рекламный П.; высокохудожественные образцы театрального и выставочного П. создали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.

Советский политический П. родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918—20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905—07 и русского народного лубка (См. Лубок), Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и др. создали по существу новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового П. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали П. подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид П. — «Окна РОСТА». В 20-х — начале 30-х гг. важную роль в развитии советского П. сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберг, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941— 45 П. был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом; в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского П. сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над П. коллективы «Окон ТАСС» (См. Окна ТАСС) и «Боевого карандаша» (См. Боевой карандаш), а также многие живописцы — А. А. Пластов, И. А. Серебряный, В. А. Серов и др. Со 2-й половины 1940-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство П. в союзных республиках; в 1960—70-е гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили П. кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, П. по безопасности труда (работы Ю. Галкуса, С. И. Дацкевича, Д. А. Дундуа, В. С. Каракашева, О. М. Савостюка и Б. А. Успенского, Э. Шахтахтинской, Е. С. Цвика и др.). Весной 1974 решением Секретариата ЦК КПСС в Москве было создано издательство ЦК КПСС «Плакат».

Лит.: Полонский В., Русский революционный плакат, М., 1922; Тугендхольд Я., Плакат на Западе, в его кн.: Художественная культура Запада, М.— Л., 1928; Бутник-Сиверский Б., Советский плакат эпохи гражданской войны. 1918—1921. [Библиографический указатель и исследование], М., 1960; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; [Ляхов В.], Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917—1932, [М., 1972] (на рус., англ. и нем. яз.); Hutchison Н. F., The Poster. An illustrated history, N. Y., [1968]; Hillier B., Histoire de l'affiche, P., [1970]; Sehindler H., Monographie des Plakats, Münch., [1972].

М. Л. Иоффе.

Плакат. Рис. 14

А. А. Апсит. Плакат «Грудью на защиту Петрограда!». 1918.

Плакат

Д. С. Моор. Плакат «Врангель ещё жив, добей его без пощады». 1920.

Плакат. Рис. 2

Э. Р. Вайс (Германия). Реклама журнала. 1899.

Плакат. Рис. 3

Джон Хартфилд (Германия). Антифашистский плакат «Кровь и железо». 1934.

Плакат. Рис. 4

М. М. Черемных. Плакат «Чтоб из этой лапы выпал нож, антифашистского фронта силы множь!». 1938.

Плакат. Рис. 5

Н. П. Акимов. Театральный плакат. 1930.

Плакат. Рис. 15

Выставочный плакат. 1970.

Плакат. Рис. 6

В. С. Иванов. Плакат «На Запад!». 1943.

Плакат. Рис. 7

А. А. Дейнека. Плакат «Физкультурница». 1933.

Плакат. Рис. 8

А. М. Родченко. Рекламный плакат. 1923.

Плакат. Рис. 9

А. М. Родченко. Киноплакат. 1929 (?).

Плакат. Рис. 10

И. Богданов (Народная Республика Болгария). Эскиз плаката «Универсиада». 1960.

Плакат. Рис. 11

Е. С. Цвик. Плакат «Сохраним памятники культуры!». 1967.

Плакат. Рис. 12

Т. Трепковский. «Нет!». 1952.

Плакат. Рис. 13

И. Тоидзе. «Родина-мать зовет!». 1941.

II

Плака́т («Плака́т»,)

специализированное издательство ЦК КПСС. Основано в 1974. Находится в Москве. Ежегодно издаёт около 500 политических плакатов (в т. ч. тематические комплекты-выставки), а также все виды печатной наглядной агитации. Общий годовой тираж всех изданий свыше 300 млн. экземпляров. Многие издания распространяются по подписке. При издательстве создан научно-методический центр, в задачи которого входит проведение социологических исследований эффективности изобразительной агитации и пропаганды. Издательство регулярно устраивает Всесоюзные конкурсы на лучший политический плакат.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. плакат — -а, м. 1. Рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном учреждении в агитационных, информационных или рекламных целях. Малый академический словарь
  2. ПЛАКАТ — "ПЛАКАТ" — издательство; см. "Панорама". ПЛАКАТ (нем. Plakat) — вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Большой энциклопедический словарь
  3. плакат — Плаката, м. [лат. placatum]. 1. Большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-н. или рекламы. Плакаты кинофильмов. || Агитационный рисунок с кратким текстом. Плакат Маяковского. Большой словарь иностранных слов
  4. плакат — Плака́т/. Морфемно-орфографический словарь
  5. плакат — Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., где Plakat < франц. placard, суф. производного от ст.-франц. plaquier «приклеивать». Плакат буквально — «приклеенное» (воззвание). Этимологический словарь Шанского
  6. плакат — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? плаката, чему? плакату, (вижу) что? плакат, чем? плакатом, о чём? о плакате; мн. что? плакаты, (нет) чего? плакатов, чему? плакатам, (вижу) что? плакаты, чем? плакатами, о чём? о плакатах... Толковый словарь Дмитриева
  7. Плакат — (нем. plakat) – вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Словарь по культурологии
  8. плакат — ПЛАК’АТ, плаката, ·муж. (·лат. placatum — свидетельство). 1. Большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-нибудь или рекламы. Плакаты кинофильмов. Толковый словарь Ушакова
  9. плакат — ПЛАКАТ, а, м. Настенный лист крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом. | прил. плакатный, ая, ое. Плакатная живопись. Плакатная манера (перен.: о ярком, простом и броском изображении). Толковый словарь Ожегова
  10. плакат — орф. плакат, -а Орфографический словарь Лопатина
  11. плакат — Заимствовано из немецкого, где Plakat является переоформлением французского plaque, имеющего значение "дощечка". Этимологический словарь Крылова
  12. плакат — плакат I м. 1. Художественный рисунок, сопровождаемый кратким текстом, органически связанным с изображением и призывающим к определенным действиям. 2. Лист бумаги, полоса ткани и т.п. с призывом, лозунгом. || Объявление, написанное на чём-либо. II... Толковый словарь Ефремовой
  13. плакат — плака́т впервые при Петре I, 1704 г.; см. Христиани 30; Смирнов 227. Через нов.-в.-н. Рlаkаt – то же (с ХVI в.; см. Шульц–Баслер 2, 547 и сл.) из франц. рlасаrd "афиша, плакат", ср.-нидерл. рlасkаеrt, нидерл. рlаkkааt от ст.-франц. plaquier "приклеивать" (Клюге-Гётце 448). Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. плакат — ПЛАКАТ м. паспорт для людей податного сословия. Годовой плакатный паспорт. Толковый словарь Даля
  15. Плакат — (нем. Plakat от франц. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Художественная энциклопедия
  16. плакат — ПЛАКАТ а, м. placard > нем. Plakat. 1. Отпечатанное крупным (плакатным) шрифтом объявление или распоряжение, вывешиваемое на улицах, на особых, для того предназначаемых столбах, на заборах и т. д. Павленков 1911. Словарь галлицизмов русского языка
  17. плакат — ПЛАКАТ -а; м. [нем. Plakat] 1. Броское изображение, рисунок с кратким пояснительным текстом, выполняющее задачи наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа при обучении. Учебный п. Повесить п. на стену. Призывы на плакате. Толковый словарь Кузнецова