Раннеориньякский рисунок
Исходное в плоскостном анимализме верхнего палеолита каноничное изобразительное решение, характеризующееся обязательным комплексом признаков. Изолированная статичная «двуногая» фигура передается гравированной или красочной линией в положении абсолютного профиля; внутренние детали в границах строго очерченного контура никак не обозначались. Идея о начальном значении Р. р. в «фигурном» искусстве принадлежит А.Брейлю (1905–1906 гг.), ее подтверждают те пещерные комплексы верхнего палеолита Франции, где подобные изображения (рис. 131) поддаются относительной датировке по стратиграфическим показателям — гроты Бэлькэр (псевдогравировка — грубый профиль зверя выбит на поверхности скалы с помощью пикетажа; древность до 30 000 лет назад), Пер-нон-Пер (неглубокая гравировка — ориньяк или перигор) и, наконец, Ла-Грез (изысканно глубокая гравировка; вероятно, протосолютре древностью до 20 000 лет назад). В них отражаются открытие и освоение изобразительной техники (от неровной желобчатой выбивки до все более мастерского употребления резца), эстетизация строгого профиля, отражавшая становление нового восприятия и обогащение образа в пределах эволюции одного и того же канона. Выбивке из Бэлькэра, очевидно, предшествует фигура, выполненная в простейшей технике черчения пальцем по глине (Хорнос-дела-Пенья). Дополнительным свидетельством особой архаичности глиняных чертежей зверя служит пережиточное сохранение у некоторых из них едва заметной объемной моделировки (например, голов лошадей в контурах Монтеспана и Бедейяка). Р. р. подтверждает «макетную» гипотезу генезиса изобразительного творчества (см. Натуральное творчество, Натуральный макет, Глиняный период), поскольку она объясняет весь набор обязательных особенностей Р. р. Примитивные контуры на глине (или же обозначенные выбитыми желобками) своей схематической огрубленностью уподобляются элементам пиктографического письма.
Рис. 131. Раннеориньякский рисунок.