Натуральный макет

Основная изобразительная форма второй ступени генезиса анимализма, следующей за натуральным творчеством. Атрибут зверя, голову с куском шкуры, Н. м. объединял с подсобным объемом («постаментом»). Становление этой формы (рубеж эпохи мустье и верхнего палеолита) зафиксирован в пещерах Базуа, Пеш-Мерль (вероятная дата — шательперрон) и Монтеспан, где Н. м. служил мишенью при исполнении юношеских инициации. Основная равнодействующая в эволюции Н. м. заключалась в переходе на рубеже верхнего палеолита от мустьерской утилизации соответствующей природной формы (сталагмит Базуа) в медвежьей берлоге к созданию основы Н. м. из глины, устилавшей пол пещеры. Именно лепкой, зачаточной в Пеш-Мерль и уже близкой к грубому моделированию тела зверя в Монтеспане, отмечается важнейший качественный рубеж на путях рождения собственно творчества (рис. 106). В процессе коллективно исполняемой лепки, во внутреннем сплетении труда и мысли формировались простейшие навыки исполнения глиняной скульптуры и, что еще важнее, получаемая основа, объективно становившаяся искусственным символом, ассоциировалась с начально собирательным образом зверя. Растущее мастерство лепки и выразительность освобождали макет (Монтеспан) от покрывавшей его шкуры, натуральная морда зверя заменялась грубо сформованной глиняной головой. В итоге в изобразительное творчество вторгалась примитивная лепная монументальная скульптура, обозначившая начало глиняного периода.

Натуральный макет

Рис. 106. Ступени развития изобразительной деятельности в палеолите.

Источник: Археологический словарь на Gufo.me