Глиняный период

Ступень образования элементарных изобразительных форм на заре верхнего палеолита (получила название по основному материалу творчества). Археологические данные свидетельствуют о первичности монументальной лепной скульптуры зверя; крупные блоки от таких грубых фигур открыты в тупиковой галерее Кастере пещеры Монтеспан. Решающую роль в их возникновении сыграл не творческий умысел, а потребность освободить в узком пещерном ходе перед лепным символом место для группы подростков, имитирующих охоту (обряд инициации). Именно с такой целью лепка трех больших «кошек» (т.е. пещерного льва или тигра) в галерее была выполнена с опорой фигур на скальную стенку. Прислоненные к ней боком, как бы уходящим в скалу, и поставленные на две ноги (в отличие от монтеспанского медведя, распластанного на брюхе) противоположной, обращенной к зрителю стороны, эти реликвии объективно составили исток лепного барельефа (рис. 106). В дальнейшем «двуногий» барельеф постепенно уплощался. Завершением цикла, когда решающим изобразительным средством становится прочерченный по глиняной поверхности линейный контур, явилась первая генерация раннеориньякского рисунка, передающего обобщенный образ зверя. Г. п. был важным звеном в становлении как анимализма, так и антропоморфного комплекса. Особо интересным и показательным реликтом Г. п. является анималистическая и антропоморфная терракота (Дольни Вестонице в Чехословакии, Майнинская стоянка в Тувинской АССР).

Источник: Археологический словарь на Gufo.me