Натуральное творчество
Простейшая эмбриональная форма первобытного анимализма, материализующая образные доминанты с помощью их же естественных символов. Тема определенного зверя фиксировалась путем экспонирования и накопления в особых комплексах наиболее очевидных атрибутов (частей) добытой туши, чаще всего головы, иногда конечностей. Самые ранние акты такой элементарнейшей изобразительной деятельности, вероятно, можно отнести к позднему ашелю (стоянки Торральба и Амброна в Испании, Лазаре во Франции, Азых и Кударо на Кавказе) — именно к той развилке антропогенеза, когда 200 000–250 000 лет назад от основного ствола жизнеобеспечивающего труда ответвился росток «неутилитарной» активности. Расцвет Н. т., составившего важный фактор подготовки «второго скачка» антропогенеза, приходится на эпоху мустье, когда такой символизм, по существу, охватывает весь основной состав охотничьей фауны. Классическими памятниками подобной активности палеоантропа, напрямую порождаемой охотничьими эмоциями, являются особые «медвежьи пещеры».
Н. т. выполнило в финале нижнего палеолита свою генетическую миссию, создав как интеллектуальные (генерализация конкретного образа), так и технические предпосылки перехода к более высокой форме — натуральному макету. После этого оно оставалось простейшим элементом в творчестве неоантропа (костные комплексы на стоянках и изображения вроде гравировки из грота Раймонден), возможно связываясь преимущественно с тотемистическими представлениями. Подобная символизация проявляла себя и в творческом контексте последующих, как археологических, так и этнографических, культур первобытности. Спорадически она обнаруживается и позже. Важнейшим достижением этой фазы, вероятно, является первичная разработка механизма абстрагирования и генезис логического правила «часть вместо целого».