"ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ"

«ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ» (санскр. Vaiśeṣika-sūtra) – собрание афоризмов школы вайшешика [ВАЙШЕШИКА], приписываемое легендарному мудрецу по прозвищу Канада, или Канабхудж («поедающий зерна/атомы»). Филологический анализ вычленяет в «Вайшешика-сутрах» разные временные пласты, древнейшие из которых датируются началом нашей эры, а последние – 5–6 вв. Ранние комментарии к «Вайшешика-сутрам» не сохранились (известны лишь их названия: «Вакья», «Катанди»). До сер. 1950-х гг. самым древним из комментариев к «Вайшешика-сутрам» считался «Упаскара», созданный логиком 15 в. Шанкарамишрой. В 1957 А.Тхакур опубликовал анонимный комментарий «Вьякхья» (ок. 13 в.), а в 1961 пандит Джамбувиджая издал найденный им, возможно, еще более ранний комментарий Чандрананды «Вритти», который датируется в широких пределах от 6 до 14 в. В 1985 А.Тхакур издал комментарий Вадиндры Бхатты «Вайшешика-варттика» (ок. 13 в.).

В 19 в. появляются комментарии, которые сопровождают издание «Вайшешика-сутр», – «Таркапанчанана» Джаянараяны, «Таркаланкара» Чандраканты, в 20 в. – «Видьямартанда» Брахмамуни, «Расаяна» Т.Вирагхавачарья и др. В связи с переводом «Вайшешика-сутр» на индийские языки появляются «Канадарахасья» Чандраканты (кон. 19 в.), «Бхашья» Девадатты (1898), «Таркаратха» Бхаттачатрьи (1906) и др.

Кроме «посутровых» комментариев к «Вайшешика-сутрам», авторитетом комментария пользуется и систематическое сочинение Прашастапады [ПРАШАСТАПАДА]«Падартха-дхарма-сантраха» (6 в.), которое иногда называют «Прашастапада Бхашья» (Комментарий Прашастапады).

«Вайшешика-сутры» состоят из 10 книг, восемь из которых делятся на две части, точнее, два «дневных урока» (ахника). Композиция сутр отражает мнемонический характер текста, отсюда отсутствие строгого плана изложения и «циркулирующее» пересечение топиков. В 1-й части 1-й книги формулируется цель труда: объяснение дхармы [ДХАРМА],определяемой как конечное благо человека, затем перечисляются категории субстанции (дравья [ДРАВЬЯ]),качества (гуна [ГУН])и движения (карма [КАРМА])и дается их сравнительный анализ (через выявление сходства и различия). Во 2-й части анализу подвергаются понятия общего (саманья [САМАНЬЯ]),особенного (вишеша [ВИШЕША])и бытия (сатта [САТТА]). Однако, судя по комментарию Чандрананды, этим понятиям еще не придан статус отдельных категорий. 1-я часть 2-й книги содержит перечисление девяти видов субстанции, затем рассматриваются качества, которые служат выводным знаком (линга) субстанции ветра и акаши. Обсуждение качеств и доказательство существования субстанций (времени и места-направления) продолжается и во 2-й части, которая завершается дискуссией с мимансой о природе звука. 1-я часть 3-й книги содержит доказательство существования Аммана и чужой одушевленности, 2-я часть посвящена логическому выведению существования манаса [МАНАС]и другим выводным знакам Атмана, здесь же утверждается множественность Атманов. В 1-й части 4-й книги обсуждается природа «вечного» (атомов), условия и механизм чувственного восприятия (пратьякша [ПРАТЬЯКША]),во 2-й части дается классификация невечных субстанций и доказывается составленность тела человека и животных только из атомов земли. 1-я и 2-я части 5-й книги посвящены классификации видов движения, а также дискуссии о природе темноты (тамас). В 6-й книге содержится полемика против идеи мимансы о вечности слова Вед и рассуждение о дхарме, адхарме [АДХАРМАмокше. В 1-й части 7-й книги рассматривается еще одна классификация качеств, во 2-й части – общее и особенное в связи с единством (экатва) и отдельностью (притхактва), а также проблема контакта (полемика с мимансой по поводу характера связи между словом и его референтом). В обеих частях 8-й книги исследуются условия познания основных категорий. В 1-й части 9-й книги предлагается классификация типов небытия (абхава [АБХАВА])и способов их познания, во 2-й части – классификация разных модусов «среднего термина» (хету [ХЕТУ])и других условий логического вывода, доказывается, что словесное свидетельство (шабда [ШАБДА])и аналогия (упамана [УПАМАНА])сводятся к логическому выводу, анализируются формы и условия недостоверного знания (память, сновидение). В 1-й части 10-й книги рассматривается природа удовольствия и страдания и доказывается, что они не являются формами познания, во 2-й обсуждаются понятия причины и следствия

Литература:

1. The Vaiњeṣika Sūtras of Kaṇāḍa with the Commentary of Saṇkaramiњra and Extracts from the Gloss of Jayan ār āyanna together with Notes from the Commentary of Candrak ānta and an Introduction by the Translator, transl. Nandalal Sinha. Allahabad, 1911;

2. Vaiњeṣikadarњana of Kaṇāḍa with an anonymous commentary, ed. by A. Triakur. Darbhanga, 1957;

3. Vaiњeṣika Sūtras with the Commentary of Candranānda, ed. Jambuvijaya. Baroda, 1961;

4. Vaiњeṣikadarњanam, ed. A.Thakur. Darbhanga, 1985.

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me