ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ (кит. – благородный муж, совершенный муж; исходное значение – «дитя правителя») – понятие китайской философии, норматив конфуцианской личности, впервые представленный в «Лунь юе»,носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Синонимы – «великий человек» (да жэнь), «гуманный человек» (жэнь жэнь, см. Жэнь [ЖЭНЬ]). Противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации («орудийности» – ци),преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие «цзюнь цзы» соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов («благородный муж»); впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже «совершенномудрого» (шэн [ШЭН]), но своей «благодатью/добродетелью» (дэ [ДЭ])он способен воздействовать на «маленьких людей» так же, как ветер – на траву. Его важнейшее качество – «неорудийность» (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравственная и поведенческая автономия, с другой – приверженность дао [ДАО],а не предметным реалиям (ци). Наделенный «знанием предопределения (мин [МИН])»,цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и «сокрытость», удаление от дел – при отсутствии дао.

Литература:

1. Конфуцианство в Китае. М., 1982;

2. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983;

3. Личность в традиционном Китае. М., 1992.

А.И.Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me