ШЭН

ШЭН (кит. – совершенная мудрость, совершенномудрый) – традиционное для китайской классической философии обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства. В «Лунь юе» под «совершенномудрыми» (шэн, шэн жэнь) подразумеваются мифические правители древности – Яо (согласно традиционной версии – 2356–2255 до н.э.), Шунь (2255–2205 до н. э), Юй (считается основателем династии Ся, 2205–2197 до н.э.; по современным вычислениям – 21 в. до н.э.), Тан (Чэн Тан, основатель династии Шан, 1766–1753 до н.э.; по современным вычислениям – 16 в. до н.э.), а также полулегендарные Вэнь-ван, У-ван и Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, 12 или 11 в. до н.э.). Там же ученики и почитатели Конфуция [КОНФУЦИЙ]уподобляют «совершенномудрым» его самого (ГХ, 6). Мэн-цзы [МЭН-ЦЗЫ]прямо причислил Конфуция к «совершенномудрым всех времен» (Ѵ, Б 1). Впоследствии конфуцианская традиция отнесла к их числу Шэн жэнь и Мэн-цзы.

Согласно доктрине конфуцианства, «совершенная мудрость» реализуется гл.о. в способности к идеальному правлению, служащему «упорядочению/умиротворению» Поднебесной. «Совершенномудрый» осуществляет свои функции по упорядочению жизни социума и земной природы до своей кончины, физически оставаясь в сфере «порождающих порождений», гармонизирует эту сферу, распространяя на нее «благую силу» (дэ [ДЭ])Неба, которой проникнута его личность. В раннем конфуцианстве «совершенная», т.е. высшая, мудрость считалась в русле учения Конфуция врожденной. Сюнь-цзы [СЮНЬ-ЦЗЫ]декларировал возможность стать «совершенномудрым человеком» (шэн жэнь) в итоге постоянного самосовершенствования. Если в раннеконфуцианской традиции понятие «шэн» относилось исключительно к идеалу правителя, то в неоконфуцианстве [НЕОКОНФУЦИАНСТВО]оно было сближено с понятием цзюнь-цзы («благородный муж), что также подразумевало возможность достижения высот этого идеала «средним» человеком.

Другие течения китайской философии тоже оперировали понятием «шэн». Согласно взглядам Мо Ди [МО ДИ]и его школы, «совершенномудрые» установили принципы жизни социума и создали институт государства, дабы покончить со «звериным» образом жизни людей; поэтому «почитание совершенномудрых» является одним из десяти главных принципов учения Mo Ди. Легист Хань Фэй (3 в. до н.э.) в противовес конфуцианскому толкованию «совершенной мудрости» назвал «новыми совершенномудрыми» реформаторов, опирающихся гл.о. на собственный разум, совершенствующих и обновляющих древнее наследие, отвергающих неизменность законоположений и занимающихся исключительно вопросами управления. В даосской традиции преобладало мнение, что истинная «совершенная мудрость» предполагает «отказ от совершенной мудрости и отбрасывание разумности», следование «недеянию» (у вэй [У ВЭЙ])и бесстрастию. В ранних даосских трактатах 4–3 вв. до н.э. («Дао дэ цзин» и др.) «совершенномудрые» выступают как идеальные мудрецы и правители, посредством «недеяния» и «естественности» (цзы жань [ЦЗЫ ЖАНЬ])обеспечивающие единство социального и природного аспектов космоса. В памятниках даосизма 1-го тысячелетия н.э. понятие «совершенная мудрость» связано с повышением онтологического статуса человека, тем не менее «совершенномудрые» занимают нижние ступени в иерархии даосской святости. Так, в девятиричной классификации личностей «Тай пин цзина» шэн жэнь находятся на пятой позиции после «рабов», «народа», «добрых людей», «мудрецов» и перед «людьми дао», «бессмертными», «истинными людьми» и «людьми-духами».

В религиозном даосизме «совершенномудрым» отводится нижняя из трех горних сфер, выше них обитают «истинные люди» и «святые-бессмертные».

Литература:

1. Конфуцианство в Китае. М., 1982;

2. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983;

3. Личность в традиционном Китае. М., 1992.

А.Г.Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Шэн — Шенг, китайский духовой язычковый музыкальный инструмент, род губной гармоники (См. Губная гармоника) с резонаторными трубками. Распространён также в Бирме, Тибете, Лаосе. Большая советская энциклопедия
  2. Шэн — Кит. дух. язычковый муз. инструмент. Род губной гармоники. Существуют разновидности Ш.: большой (дл. ок. 700-800 мм), средний (дл. ок. 400-500 мм) и малый (дл. до 400 мм). Деревянный, позднее металлич. Музыкальная энциклопедия
  3. шэн — орф. шэн, -а (муз. инструмент) Орфографический словарь Лопатина
  4. шэн — ШЭН См. Шен. Словарь галлицизмов русского языка
  5. ШЭН — ШЭН — китайский музыкальный инструмент, тип губного органа. В резонатор с мундштуком по окружности вставлены бамбуковые трубки (обычно 17) с медными язычками. Распространен в странах Дальнего Востока. Большой энциклопедический словарь