ЦИ-ОРУДИЕ

ЦИ – орудие (кит., буквально – конкретное явление, способность) – категория классической китайской философии. Термин «ци» первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности, в частности культовой утилитарности («Лунь юй»,«Си цы чжуань», «Дао дэ цзин»,«Мэн-цзы»).

Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци («орудий» и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) «благородного мужа» – цзюнь цзы («Лунь юй»), так и первозданной простоте (пу) мироздания («Дао дэ цзин»). Последняя в «Дао дэ цзине» выступает ипостасью дао [ДАО],которое тем самым противопоставляется ци. В качестве «отсутствия/небытия» дао определяет главную функцию ци как сосуда – способность вмещать в себя, т.е. ци представляется «орудием» дао. Фундаментальная оппозиция дао – ци терминологически была впервые оформлена в «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.). Эволюция ци как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао.

А.И.Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me