ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ (греч. ἐκκλησία, лат. ecclesia) – термин, обозначающий религиозное сообщество христиан и соответствующую иерархическую структуру, жизнь и деятельность которой регламентируется вероучительными и каноническими нормами, выработанными в контексте Истории христианства [ХРИСТИАНСТВО]. Церковь в узком смысле – христианское культовое здание, храм (рус. слово «церковь» восходит к греческому κυριακόν – храм Господень). Буквальное значение греч. слова ἐκκλησία – «собрание тех, кто позван» – отражает первичное понимание, согласно которому церковь – это местная община призванных Богом на путь спасения последователей Иисуса Христа. Распространение христианства в различных культурных контекстах в границах позднеантичной ойкумены и за ее пределами поставило вопрос о единстве церковных общин, которое было понято как вероучительное и «мистическое». Церковь объединяет одна вера, актуализируемая через тождественный по существу религиозный опыт общения и единства с Богом «во Христе». Согласно метафоре апостола Павла, церковь есть Тело Христа, а сам Христос – ее Глава. Одушевляющей, животворной силой этого Тела является Дух Божий, в день Пятидесятницы сошедший на апостолов, которые представляли христианскую первообщину (поэтому церковь есть также и «храм Духа»). Все члены церкви, вступившие в нее через крещение «во Христа» и соединение с ним в таинстве Евхаристии (причастии «Телу и Крови Христа»), составляют т.н. «невидимую» церковь. В то же время церковь – это конкретная, «видимая» религиозная структура, имеющая своих институциональных лидеров, профессиональных служителей и рядовых членов, материальную базу и корпоративные интересы.

Эта двуединая природа церкви часто выражается богословами через различение церкви как духовного «события» и церкви как земной институции. С богословской точки зрения церковь – динамическая реальность, которая описывается выражением «уже – еще нет». Со стороны Бога все уже совершено: Богочеловек Христос основал церковь как духовное пространство спасения [СПАСЕНИЕ]и обóжения, которое открылось в историческом времени; церковь есть «небо на земле». Вместе с тем спасение есть процесс, духовный путь, прохождение которого требует участия свободной воли человека. Внешняя церковная организация создает объективные условия (преемственность священнической иерархии, вероучения и дисциплины, совершения богослужения и таинств (см. Таинства церковные [ТАИНСТВА ЦЕРКОВНЫЕ]) и т.д.) для того, чтобы каждый человек мог осуществлять свое спасение в соответствии с христианской традицией. Будучи «окном в вечность», появившаяся в новозаветную эпоху церковь имеет свою собственную историю, которая разворачивается в контексте истории христианских обществ, государств и культур. Во временнóй перспективе церковь выступает как религиозная традиция и одновременно как ряд региональных и местных традиций, которые, вступая во взаимодействие с культурой, создают сложные конкретно-исторические образования. После победы христианства над язычеством [ЯЗЫЧЕСТВО]церковь встраивается в общественную структуру, превращаясь в религиозно-идеологический и культовый «департамент» государства (в нехристианских обществах церковь остается религией этнорелигиозного меньшинства). В результате под эмпирической церковью начинают понимать не столько сообщество христиан, сколько клерикальную корпорацию, наделенную определенными властными полномочиями. Это в свою очередь имело следствием некоторые изменения в религиозном сознании, в результате чего, напр., носителем церковности признавались только клирики как определенное сословие (в средневековом католичестве) или главой церкви провозглашался монарх (пореформационная Англия, Российская империя в ХIХ в.).

В ходе истории христианская церковь пережила множество разделений, результатом которых стал конфессионализм [КОНФЕССИОНАЛИЗМ] – существование многих церквей в рамках общей религиозной традиции. От восточной (византийской) церкви отпали несториане и монофизиты (т.н. дохалкидонские церкви), в 1054 произошло окончательное разделение восточной и западной (римской) церквей. В период Реформации XVI в. от Рима отделились протестантские церкви, что положило начало процессу образования множества различных протестантских деноминаций. В результате можно говорить о трех основных типах церквей: восточноправославном – национальные, на практике государственные, церкви, объединенные единым вероучением и общением в таинствах; римско-католическом – всемирная церковь, подчиненная юрисдикции Римского папы; протестантском – церковь как конгрегация верующих во Христа, принадлежащих к определенной конфессиональной традиции (нужно отметить, что существуют и государственные, национальные церкви, идеологически восходящие к Реформации [РЕФОРМАЦИЯ]).

В эпоху конфессионализма церкви оказались максимально отчуждены друг от друга, выражением чего были различия в вероучении, богослужении и организации, а следствием – взаимные обвинения в «антицерковности» и религиозные войны. В современную эпоху, когда церковь вследствие секуляризации [СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ]постепенно утратила влияние в обществе, ее практика ограничивается удовлетворением религиозных потребностей отдельных личностей, а также охранением христианских ценностей. Косвенным результатом этого явилось возникновение в 20 в. всемирного экуменического движения (см. Экуменизм [ЭКУМЕНИЗМ]), цель которого – сближение различных христианских церквей и их воссоединение перед безрелигиозным миром. Ряд богословов и церковных деятелей предлагает согласовать христианскую веру с современной наукой и культурой и адаптировать церковную практику к изменившимся историческим условиям (см. Модернизм [МОДЕРНИЗМ]религиозный). В свою очередь консервативные церковные круги выступают, с одной стороны, против экуменизма, защищая свою конфессиональную идентичность, а с другой – призывают вернуться к такой общественной структуре, в которой церковь снова будет играть роль определяющей силы в области мировоззрения и морали (см. Фундаментализм [ФУНДАМЕНТАЛИЗМ]).

А.И.Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Церковь — орф. Церковь (город) Орфографический словарь Лопатина
  2. ЦЕРКОВЬ — Особый тип религ. орг-ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Гл. отличительные признаки Ц.: 1) наличие более или менее разработанной догматич. и культовой системы; 2) иерархич. Советская историческая энциклопедия
  3. церковь — Ц’ЕРКОВЬ (церква ·обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям ·прост.), ·жен. 1. Здание, в котором происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь. Отвести церковь под клуб. Толковый словарь Ушакова
  4. Церковь — Можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в истории и в современной жизни и 4) как общество и учреждение в области права. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. церковь — Готское – kiriko, kirko (церковь). В русском языке это слово стали широко употреблять после принятия христианства – в конце X в. Словом «церковь» первоначально называли организацию духовенства и верующих какого-либо религиозного течения... Этимологический словарь Семёнова
  6. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ (от греч. kyriake (oikia) — Божий дом) — англ. church; нем. Kirche. 1. Тип религиозной организации, соц. институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся: авторитарным централизованным иерархическим правлением... Социологический словарь
  7. церковь — це́рковь ж., род. п. це́ркви, народн. це́рква, укр. це́рква, блр. це́рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве ἐκκλησία, ναός (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ́ква, че́рква, сербохорв. цр̑ква, словен. Этимологический словарь Макса Фасмера
  8. церковь — 1. церковь I ж. Религиозная организация духовенства и верующих со сложной иерархической системой, осуществляющая сохранение и передачу основ вероучения, богослужения, совершения таинств; Божий дом. II... Толковый словарь Ефремовой
  9. церковь — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? церкви, чему? церкви, (вижу) что? церковь, чем? церковью, о чём? о церкви; мн. что? церкви, (нет) чего? церквей, чему? церквям и церквам, (вижу) что? церкви, чем? церквями и церквами, о чём? о церквях и о церквах... Толковый словарь Дмитриева
  10. Церковь — Ц’ерковь (греч. «экклезия» — собрание, общество созванных) — творение и духовное тело Христа (Мат.16:18 ; Еф.1:23 ; Кол.1:24). Церковь не есть новая религия, или особая религиозная (благотворительная) организация... Библейский словарь Вихлянцева
  11. Церковь — [от греч. kyriake (oikía)— божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки... Большая советская энциклопедия
  12. Церковь — Церковь, храм – здание, предназначенное для богослужений. Иногда "храмом" может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Католическая энциклопедия
  13. Церковь — 1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Краткий религиозный словарь
  14. церковь — Восходит к греческому kyrikon (в значении "господнее") от kyros – "господь". То же греческое слово легло в основу и заимствованного нами из немецкого существительного кирка (немецкое Kirche). Этимологический словарь Крылова
  15. Церковь — Есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  16. церковь — Це́рковь/. Морфемно-орфографический словарь
  17. церковь — ЦЕРКОВЬ м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Толковый словарь Даля
  18. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ (греч. — kyriakon — дом Господний) — специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. Новейший философский словарь
  19. церковь — орф. церковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -квей, -квам и -квям (религиозная организация; храм) и Церковь, -кви, тв. -ковью (Божественное учреждение, богосл.; вместо Русская православная церковь); Белая Церковь (город) Орфографический словарь Лопатина
  20. церковь — -кви, род. мн. -квей, дат. -квам, ж. 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. Православная церковь. Католическая церковь. Отделение церкви от государства. Малый академический словарь
  21. церковь — ЦЕРКОВЬ -кви; мн. церкви, церквей, церквам и церквям; ж. 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности; религия, проповедуемая такой организацией. Православная ц. Католическая... Толковый словарь Кузнецова
  22. Церковь — См. Храм. Архитектурный словарь
  23. Церковь — (греч. kyriake, букв. – божий дом) 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Словарь по культурологии
  24. Церковь — (от греч. kyriake (oikнa), буквально — божий дом), то же, что Храм. Художественная энциклопедия
  25. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ ( от греч. kyriake (oikia) — букв. — божий дом) — . Большой энциклопедический словарь
  26. церковь — ЦЕРКОВЬ, кви, мн. и, ей, ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. Толковый словарь Ожегова
  27. церковь — Общеслав. Заимств. из герм. яз., где *kirkō (ср. нем. Kirche «церковь») < греч. kyriakos (domos) «господний (дом)». Праслав. *kьrky > церковь в результате изменения k > ц, прояснения редуцированного ь в е и подравнивая им. Этимологический словарь Шанского
  28. церковь — 1) общество людей истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; храм. Краткий церковнославянский словарь
  29. церковь — см. >> храм Словарь синонимов Абрамова