СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saeculum – человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) – обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому; в социологии – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии.

В самом широком смысле слова секуляризация начинается с разграничения сакрального и профанного, т.е. с десакрализации каких-то областей жизни: сакральная трапеза совершается не для насыщения, а для приобщения к святыне, является не произвольным, а ритуальным актом. Действия, явления, вещи становятся профанными, когда в них перестает проявляться святое и они становятся частью повседневной жизни, в которой едят, чтобы насытиться, поют или танцуют просто ради удовольствия; это действия секулярные, т.е. не имеющие магического или религиозного смысла.

В античном мире, в философско-рационалистической критике сакральных институтов и мифологии обосновывалась жизненная позиция «самостоянья» человека в пределах обычной жизни: не следует человеку просить у богов то, что он может доставить себе сам. В Европе уже с 11–12 вв. прослеживается тенденция к деклерикализации общественной жизни: благотворительность, образование, здравоохранение, судопроизводство постепенно все больше переходят из ведения церкви, духовенства в руки светских властей. Становится возможной и практика секуляризации церковных земель и имущества (в России Петром I и Екатериной И). Мощный стимул разграничению функций государства и церкви в Западной Европе дала Реформация [РЕФОРМАЦИЯ]. Утверждение самодержавия в России было сопряжено с признанием первенства светской власти: «царство» выше «священства».

В современном понимании секуляризация – процесс сужения сферы воздействия религии и церкви, ослабления их влияния практически на все области жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни большого числа людей. Утверждающийся светский стиль жизни затрагивает также религиозную сферу, влечет за собой обмирщение религии, трансформацию религиозного сознания, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Все труднее становится «включать» бога, в его традиционном понимании, «в игру», в жизнь современных людей, все более излишним представляется для них обращение к богу для решения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т.е. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного общества: государство и законодательство, экономика с ее рыночными механизмами, естественные науки и техника, социальные и гуманитарные науки, искусство.

Вытесненная в качестве универсальной культурной матрицы, религия превратилась в один из секторов социума, наряду с другими – экономикой, политикой, духовной жизнью. Хотя религия взаимодействует с ними, но уже не определяет их. В экономике и политике она присутствует в лучшем случае в качестве мотивации участников – но не решающей, и притом диапазон выбора ориентаций оказывается весьма широким как внутри религиозных влияний (религиозный плюрализм), так и за их пределами. В искусстве религиозная традиция сохраняется преимущественно в качестве составной части культурного наследия прошлого (и даже если художник отдает предпочтение именно ей, то только в силу своих индивидуальных склонностей: он волен не следовать религиозному канону, больше того – это как бы подразумевается, кажется само собой разумеющимся). Что касается полученных с помощью научных методов знаний о мире, то они лишают религиозную картину мира прежнего значения в качестве объяснения действительности. Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют собой автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. Описываемое с помощью понятия секуляризации сознание представлено разными вариантами и имеет разные степени интенсивности в зависимости от конкретных обстоятельств и культурно-исторических предпосылок. Об этой дифференциации свидетельствуют данные относительно уровня секуляризации в разных обществах, социальных слоях и средах. Секуляризация не является одномерным процессом «преодоления религии». В противоположность упрощенным оценкам, преимущественно в позитивистском мышлении, секуляризация – сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э.Дюркгейма [ДЮРКГЕЙМ], Э.Трёльча, М.Вебера, а позднее П.Сорокина [СОРОКИН], Бергера, X.Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслима вне преемственной связи с ней. Так, Вебер указал на истоки секуляризации в самой иудео-христианской традиции: пророки Израиля отвергли идолопоклонство и тем проложили путь к десакрализации природы и истории. В эпоху Реформации, в протестантизме процесс «расколдования мира» достигает своего апогея; в учении о «мирском призвании» профессиональная деятельность обретает религиозную ценность. Светское, профанное становится доминирующим, однако не вытесняет полностью сакральное. К.Лёвит в книге (Meaningin History, 1949) показывает, что на смену библейской эсхатологии приходят политические и социальные утопии, в других областях современной жизни можно также обнаружить аналога сакральных образцов, светские эквиваленты религии.

Больше того, развитие новых религиозных движений и укрепление позиций ряда традиционных религий в кон. 20 в. (преимущественно в обществах, переживающих период модернизации) дают основание для постановки вопроса о «возрождении религии», об устойчивом значении этого феномена и его перспективе. Очевидно, он выявляет антиномии процесса секуляризации, отражает потребность выхода за пределы сложившегося секулярного мира. Есть основания полагать, что все же не «поворот к религии» определяет направления движения в будущее: во многих отношениях сознание проявляющей тягу к религии массы остается секулярным (отсюда религиозная эклектика, актуализация мифа и пр.) – все это возможно лишь в рамках мировоззренческого плюрализма секулярного общества, т.е. базовые структуры секулярного сознания даже при наличии симптомов «религиозного возрождения» все же сохраняются, они не выводят за пределы секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит также широко распространившаяся в современном обществе «функционализация религии», т.е. ее использование в нерелигиозных по своему существу целях (политических, психотерапевтических и др.).

Оценка секуляризации религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием ее в качестве легитимного развития импульсов, заложенных в самой религии (Ф.Гогартен, «теология родительного падежа»), и неприятием секуляризации и в целом современного мира как синонима отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей (фундаментализм). Очевидно, ни в одну упрощенно-одностороннюю схему отношение религии к современному миру не укладывается: религия в той или иной степени оказывается вынужденной все же признать автономию секулярного мира, а секулярный мир в поисках ориентиров, в первую очередь нравственных, не может сбрасывать со счетов религию. Секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается.

Литература:

1. Кокс X. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте, пер. с англ. М., 1995;

2. Kamlah W. Der Mensch in der Profanität. Mannheim, 1949;

3. Olmstedt Th. The Secularity of Secular Institutes. Rom, 1949;

4. Ru U. Säkularisierung als Interpretationskategorie. Rom, 1949; 2 Aufl. Freiburg, 1980;

5. Leeuwen Th.van. Christentum in der Weltgeschichte. Heil und die Secularisation. Kreuz, 1966;

6. Lubbe H. Säkularisierung. Freiburg in Br. – Münch., 1975;

7. Schrey H.H. (Hrsg.), Säkularisierung. Darmstadt, 1982.

В.И.Гараджа

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Секуляризация — (франц. sécularisation, от позднелат. saecularis — мирской, светский) 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. В раннем средневековье... Большая советская энциклопедия
  2. секуляризация — -и, ж. 1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация монастырских земель. Секуляризация церковного имущества. 2. Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Малый академический словарь
  3. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saecula-ris — лшрской, светский) — англ. secularization; нем. Sakularisierung. 1. Изъятие ч.-л. (собственность, право, суд) из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому. Социологический словарь
  4. секуляризация — Секуляр/из/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. секуляризация — орф. секуляризация, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ и, ж. sécularisation f. <�лат. secularis светский. 1. Обращение церковной собственности в собственность светскую. БАС-1. Секуларизация или секуларизование. Ян. 1806. Словарь галлицизмов русского языка
  7. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — 1. (франц. sécularisation, от лат. saecularis, здесь — мирской, светский) — 1) Обращение гос-вом церк. собственности (преим. земли) в светскую. В таком смысле термин "С. Советская историческая энциклопедия
  8. секуляризация — (от позднелат. saecularis — мирской, светский) — обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. широко проводилась в европе во время реформации (XV1-XV1i вв.). в России произведена в XVi... Большой юридический словарь
  9. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗ’АЦИЯ, секуляризации, мн. нет, ·жен. (от ·лат. secularis — светский) (·книж. ). 1. Изъятие чего-нибудь из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., юр.). Секуляризация школьного преподавания. Толковый словарь Ушакова
  10. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ -и; ж. [от лат. saecularis — светский] 1. Обращение государством церковной собственности в светскую (преимущественно о земле). С. монастырских земель. С. церковного имущества. 2. Изъятие чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  11. секуляризация — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ж. лат. обращенье церковных и монастырских имуществ в светское владенье; || замещенье духовного лица, звания или места светским. Толковый словарь Даля
  12. Секуляризация — (лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д. Словарь по культурологии
  13. Секуляризация — От позднелатинского saecularis — мирской, светский — первоначально отторжение или передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение; с конца... Краткий религиозный словарь
  14. секуляризация — Секуляризации, мн. нет, ж. [от латин. secularis – светский] (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). Секуляризация школьного преподавания. Большой словарь иностранных слов
  15. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis — мирской, светский) ,1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Зап. Большой энциклопедический словарь
  16. секуляризация — секуляризация ж. 1. Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую. 2. Изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. 3. перен. Толковый словарь Ефремовой
  17. Секуляризация — В средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis — мирской, светский и т. п. Словом... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона