Церковь

Можно рассматривать 1) по этимологическому значению слова, 2) как предмет учения веры, религиозных воззрений и науки, 3) как факт в истории и в современной жизни и 4) как общество и учреждение в области права.

1) Слово церковь (наравне со словами: славянскими црква, црквь, циркевень, германским Kirche, английским church, шведским, финским, эстонским и др. kirka), производится от греческого слова κυριακή, т. е. οίκία, или κυριακόν, т.е. όικιόν, и значит дом Господень. Понятию, выражаемому этим словом, в словоупотреблении соответствует, а в некоторых памятниках письменности употребляется рядом и в равнозначащем с ним смысле (лаодикийского собора правило 28: έν τοίς κυριακοίς ή εν ταίς έκκλησίαις) слово έκκλησία, от которого происходят вполне одинаковые по своему значению русскому слову церковь латинское ecclesia, французское église, итальянское chiesa. Слова κυριακόν и έκκλησία с греческого переводятся на славянский и русский язык одинаково — церковь (см. Книгу Правил изд. св. син. в 1862 г. на греческом и новославянском языках: правила соборов анкирского 15, неокесарийского 5, лаодикийского 8, 10, 12, 26 и 28 и др.). В смысле учреждения церковью называется и храм, в котором для служения Господу собираются христиане, составляющие из себя Ц. Слово έκκλησία, по употреблению у греческих классических писателей (см. "Wörterbuch" Pappe, цитаты из Фукидида, Протагора и Платона), означает правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определенными правами. С. появлением и распространением христианской веры слова κυρικόν и έκκλησία стали употребляться для обозначения понятия об основанном И. Христом ради спасения людей учреждении и обществе верующих в Него. В русской церкви, как и во всех православных поместных церквах, обоим словам придается одинаковый смысл. См. Jacobson, в "Kirchenrechtliche Versuche u. Beitr.", I (Кенигсб., 1831, § 58 сл.); Graff, "Allhochdeutscher Sprachsatz" (т. IV, стр. 481); Kraft, "Die Anfänge der christlichen Kirche" (т. 1, Б. 1854, § 317); Richter, "Lehrbuch d. kath. und evang. Kirchenrechts" (8 изд. 1886, Лпц. § 1, примеч.). — 2) В значении учреждения, созданного для спасения людей верою их в Сына Божия и исповеданием Его (Мф. 16,16 — 19), и общества верующих в Него (Мф. 18, 17) слово εκκλησία употреблено самим Основателем христианской веры и церкви. В апостольских писаниях Нового Завета словом Ц.: а) означается непоколебимое Божественное учреждение истинного вероучения (1 Тим. 3, 15, сн. Колосс. 1, 24 — 25), б) называются местные христианские общины (Деян. 9, 31; 14, 23, 27; 15,3 — 4; 20, 28 cp. 1 Петр. 5, 2; Деян. 18, 22; Римл. 16, 16; Гал. 1, 22 и др.) и христианская семья, как домашняя церковь (Римл. 16, 4; Филим. 1, 2); в) именуется общество всех христиан (Деян. 2, 47; 5, 11; 15, 22; 1 Кор. 12, 28; Гал. 1, 13; Ефес., 5, 23 — 27 и др.) и г) обозначается в одно и то же время и учреждение, и общество христианское (Ефес. 1, 22 — 23; Колос. 1, 18, сн. Деян. 20, 28; 1 Кор. 12, 28 и др.). На основании вышеуказанных и других мест Св. Писания, в письменных памятниках первых веков христианства сложилось определенное вероучение о Ц. вообще, по которому писатели первых трех веков называли ее кафолическою, или вселенскою (св. Игнатий, еписк. антиохийский, муж апостольский), и исповедовали, что "католическая Ц. есть едина, неразлучна и нераздельна" (Киприан Карфагенский в "Epist. ad Rogatianum"), как это и выражено на втором вселенском соборе в символе веры словами: (верую) во едину, святую, соборную (καθολκην) и апостольскую церковь. По этому учению, единая вселенская церковь есть от Бога учрежденное общество, обнимающее христиан всех времен и народов, состоящее во всякое данное время из лиц, соединенных между собою врою, законом Божиим (нравственным), священноначалием и таинствами. Она имеет единую главу Христа, ее Основателя, составляя Его тело; под действием Духа Божия сохраняет непогрешительным учение Христово, переданное ей св. апостолами и подтвержденное на семи вселенских соборах, и освящает всех православных верующих, посредством таинств, благодатию Божиею, преподанною ей от Основателя. Единство вселенской Ц. состоит в одинаковом исповедании ее членами вероучения, в признании единого Главы ее И. Христа и единого Духа, действующего на верующих чрез таинства (Ефес. 4, 3.4. 5.6), и во взаимном общении. Единству вселенской церкви не противоречит то, что, с распространением христианской веры между разными народами и в разных странах мира, образовались поместные церкви, как составные ее части, с самостоятельным в своих местных делах управлением, и потому называемые автокефальными. Если в них неизменно сохраняется догматическое апостольское учение вселенской церкви, то они являются ее великими членами и называются православными. В русской православной церкви, как и в других поместных православных восточных и единомысленных с ними церквах, вселенская Ц. понимается и признается, согласно символическому учению, как "Богом установленное общество людей, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами". От такого православного вероучения о вселенской Ц. в IX — XI вв. отступила западная римско-католическая Ц. привнесением в учение о ней и в определение ее таких признаков, которые не приписывались ей в первые века христианства. В западной Ц., после отделения ее от единения с вселенскою Ц., образовалось постепенно, по мере развития учения о главенстве папы, как наместника И. Христа на земле, свое догматическое вероучение о вселенской церкви: по этому учению, вселенская церковь есть состоящее из совокупности всех действительно крестившихся во всем мире (populus fidelis per Universum orbem) учреждение, в котором невидимый глава, И. Христос, действует Духом Святым для спасения людей чрез поставленных им преемников апостольских, имеющих видимого главу и необходимое средоточие в Риме в лице папы, наместника Христова на земле, преемника ап. Петра, обладающего свойством непогрешимости в учении о вере и нравственности. Основанное на догмате о главенстве папы чрезвычайное развитие власти папы и единомысленных с ним иерархов в Западной Европе вызвало в начале XVI в. в значительной части населения разных стран и государств протест, религиозную реформацию и образование новых вероисповеданий, церквей и религиозных обществ. Между исповедниками разных новых вероисповеданий составлялись своеобразные понятия о церкви, несогласные с вероучением вселенской церкви. Так, в символических книгах лютеранского вероисповедания Ц. определяется как congregatio sanctorum (Confess. August. VII) и как societas fidei et Spiritus sancti in cordibus (Apolog. Confess. IV, 5). Определение, по своей краткости, неясно и требует объяснений и толкований. Весьма распространено следующее объяснительное определение: "Ц., понимаемая ближайшим образом на основании Свящ. Писания, есть общение святых. т. е. таких лиц, которые соединены на основании божеского избрания и призвания к вере в Бога чрез И. Христа и к соответственному сей вере богопочитанию. Как общение святых, она обнаруживается божественною силою через (проповедание) евангелия и (через совершение) таинств и познается в этих факторах, как видимых признаках. Как общение в действительном богопочитании, она исповедует Бога в молитвах, как виновника всякого человеческого спасения во Христе (Евр. 3,1; 13, 15 и др.), — и в этих признаках является в ряду нравственных обществ и наравне с ними подчиняется всем необходимым условиям" (Richter, "Lehrbnch des kath. und evang. Kirchenrechts", § 1). Толкуется и понимается символическое лютеранское учение о Ц. видимой и невидимой крайне разнообразно. В течение четырех веков существования лютеранского вероисповедания образовалась необозримая богословская литература, в которой излагаются различные мнения, толкования и учения о Ц. и происходят непримиримые по этому предмету споры, не прекращающиеся и в настоящее время. Не менее разнообразия в понятиях о Ц. существует и в других протестантских вероисповеданиях, обществах и сектах. Ввиду разнообразия разъяснений существа и природы Ц., в конце XVIII и в первых десятилетиях XIX вв. составлялись определения Ц. философами и правоведами. Так, Кант называл Ц. созданное народным гением учреждение общественного (публичного) богослужения, основанное на мнениях и убеждениях, в населении существующих; Гегель присваивал название Ц. всякому соединению людей для выражения отношений к абсолютному, в формах чувств, представлений, верований и упований. Правоведы XIX в., отыскивая определение Ц. приемами историко-генетического исследования, называют Ц. всякое вероисповедное общество, признанное в государстве Определение Ц. юристами принято в законодательствах немецких государств с некоторым ограничением. В германском государственном праве Ц. обозначается всякое, признанное в государстве автономным (т. е. с публичными правами) христианское религиозное общество (Schulte, "Lehrbuch des Kirchenrechts", 1886, 6). "Религиозные общества, не обладающие корпоративными правами, могут получить таковые лишь по особым законам". Но из религиозных обществ, даже и христианских, многие не хотят подводить себя под определения Ц., составленные философами, юристами и теологами, не принадлежащими к их вероисповеданиям. Между русскими староверами, старообрядцами, раскольниками и сектантами разных наименований, отделившимися от православной церкви в XVII — XIX вв., также существуют весьма различные понимания Ц., соответственные их вероучениям, и происходят споры об ее существе и природе. Есть многие христианские вероисповедные общества и у нас, в России, и в других странах света, которые не присваивают себе названия Ц. и даже чуждаются его; многие другие присваивают себе это название. Различное отношение вероисповедных обществ к названию Ц. зависит вполне от различия самых вероисповеданий. Присваивают себе названия Ц. такие вероисповедные общества, по вероучению которых отличительными признаками их признаются: а) вера в И. Христа, б) богоучрежденность, в) обязательность для их членов общего учения, г) необходимость определенного устройства, с должностными лицами, для учения и богослужения и д) авторитет общества в дисциплине. Русское государственное законодательство присваивает название церквей таким христианским вероисповедным обществам, которые сами себя, по их вероучениям, называют церквами. Из вышеизложенного следует заключить, что понятие о Ц. есть предмет религиозных верований и богословской науки, а не философии и юриспруденции.

Литература. "О церкви и таинствах" (М., 1819); митр. Филарет, "Разговоры между испытующим и уверенным" (изд. 2, M., 1833); "Пространный катехизис православно-кафолической церкви" (объяснение 9-го члена символа веры); Авдий Востоков, "Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам" (СПб., 1857); Хомяков, "Опыт катехизического изложения учения о церкви", "Три апологетических трактата под названием: несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях" и "Письмо к редактору l'Union Chrétienne о значении слов "кафолический" и "соборный" ("Полное Собрание Сочинений", т. II, Б., 1867, стр. 1 — 283); прот. А. Лебедев, "О главенстве папы или разности православных и папистов в учении о церкви" (СПб., 1877); еп. Сильвестр, "Учение о церкви в первые три века христианства" (Киев, 1872) и "Опыт православного догматического богословия" (т. IV, о Ц., Киев, 1889); И. Мансветов, "Новозаветное учение о церкви" (М., 1872); Овербек, "Бесспорные преимущества православно-кафолической церкви пред всеми другими христианскими исповеданиями" (СПб.); Ф. Тернер, "Церковь" (философско-исторический очерк, М., 1885); Катанский, "Православное и римско-католическое понятие о церкви" (СПб., 1889); проф. Н. Ивановский, "Критический разбор учения беспоповцев о церкви и таинствах" (изд. 2, Каз., 1892); Andersen, "Das protestantische Dogma von der sichtbaren und unsichtbaren Kirche nach seinem religiösen und dogmatischen Gehalte" (Киль, 1842); Fr. Delitsch, "Vier Bucher von der Kirche" (Дрезден, 1847); Döllinger, "Christenthum und Kirche in der Zeit Grundlegung" (2 изд., Регенсб., 1868); Dorrer, "Kirche und Reich Gottes" (Гота, 1883); Elvers, "Das Wesen der altern und neuern kath. Kirche" (Рост., 1832); Hansen, "Die lutherische und reformirto Kirchenlehre von der Kirche" (Гота, 1855); Hatch Edwin, "Die Gesellschaftverfassung der christlichen Kirchen im Alterthum, uebers. von engl." (Гиссен, 1883); Kist, "Die christliche Kirche auf Erden nach der Lehre der heiligen Schrift und der Geschichte" (перев. с англ., Лпц., 1838); Klee, "Die christiliche allgemeine Kirche oder das Princip der Reformation zur Feststellung des Begriffs der evang. Kirche und ihrer Beziehung zur Staat und Wissenschaft" (Б., 1847); Kliefoth, "Acht Bücher von der Kirche" (Шверин, 1854); Köstlin, "Das Wesen der Kirche nach der Lehre und Geschichte des Neuen Testaments mit vernehmlicher Rücksicht auf die Streitfrage zwischen Protestantismus und Katholicizmus" (2 изд., 1872; переведено на русский яз. проф. Н. Суворовым, Ярославль, 1882, с предисл. переводчика); Lohe, "Drei Bücher von der Kirche" (Штуттг., 1845); Dr. Löning, "Die Gemeindenverfassung des Urchristenthums" (Галле, 1889); Möhler, "Die Einheit in der Kirche oder das Princip des Katholicismus, dargestellt im Geiste der Kirchenväter der drei ersten Jahrhunderte" (2 изд., Тюбинген, 1843); Münchmeier, "Das Dogma von der sichtbaren und unsichtbaren Kirche" (Геттинг., 1854); Overbeck, "Die orthodoxe katholische Anschauung im Gegensatze zum Papstthum und Jesuitismus, sowie zum Protestantismus" (Галле, 1855); Reinkens, "Ueber Einheit der kath. Kirche" (Вюрцб., 1877); Schmidt, "Die Kirche, Ihre biblische Idee und die Formen ihrer geschichtlichen Erscheinung in ihrem Unterschiede von Secte und Harese" (Лпц., 1884); Seeberg, "Studien des Begriffes der Kirche mit besonderer Beziehung auf die Lehre von der sichtbaren und unsichtbaren Kirche" (Эрланген, 1885); Trebiiz, "Das Wesen der Kirche nach heiliger Schrift, Geschichte und Bekenntniss, insbesonderheit Art. VII der Conf. August." (Лпц., 1870); Wendt, "Zwei Bücher von der Kirche" (Галле, 1859). Сверх того см. в системах и учебниках догматического богословия и в так наз. символиках отделы о Ц.

3) Как историческое явление во вселенной, христианская Ц. в течение первых веков своего существования была единою и нераздельною по вероучению и по общим началам общественного и иерархического устройства во всех странах, где она существовала. В полном согласии с таким единством происходило образование в разных странах самостоятельных в своем внутреннем устройстве и управлении частных, поместных церквей, с сохранением общего вероучения, но с особыми названиями по местности и по народности их членов. В памятниках апостольской и послеапостольской письменности уже называются церкви иерусалимская, антиохийская, египетская, карфагенская, римская. В III и IV вв., кроме этих церквей, образовались церкви армяно-григорианская, эфиопская, испанская, галльская, константинопольская. Правда, и в течение первых десяти веков христианства отпадали от единения с вселенскою Ц. отдельные лица и целые группы лиц, иногда значительные по числу, вследствие отступления от вероучения вселенской Ц. или от канонического подчинения церковной власти, или от сношения с нею. Но отступавшие исключались из состава вселенской Ц. и признавались или еретиками, или раскольниками; посему отступление их не нарушало единства вселенской Ц. Многие расколы и ереси появлялись и исчезали, но были и такие, которые организовались в общественные союзы. Эти союзы преемственно сохраняли свое существование многие века, образовали вероисповедания и вероисповедные общества, присваивали им название церквей, с присоединением частных наименований или от имени основателя ереси, или от ее существа. Так получили свое происхождение дожившие до настоящего времени церкви несторианская, монофизитская, эфиопская, абиссинская (с V — VI вв.). Такие церкви назывались неправославными и еретическими и противополагались православным автокефальным поместным церквам, входившим в состав единой нераздельной вселенской Ц., сохранявшей в неповрежденности апостольское учение И. Христа, выясненное на семи вселенских соборах. Продолжительное, в течение веков, существование автокефальных православных, а также и отдельных неправославных церквей поддерживалось историческими, национальными, политическими и географическими условиями населений, входивших в их состав. Затем, вследствие разнообразных разновременных столкновений между греческим Востоком и латинским Западом, в IX — XI вв. произошло отделение от союза с восточными церквами церквей Западной Европы, подпавших под главенство римского папы. После этого отделения и восточные церкви в своей совокупности сохранили за собою название восточной вселенской, или кафолической Ц., и западные церкви, признавшие над собою главенство римского папы и объединившиеся под его властью, удержали за собою общее наименование католической. Так, с XI в. образовались и существуют до настоящего времени церкви: восточная православная вселенская и западная римско-католическая. Восточные поместные церкви в своей совокупности удержали за собою название вселенской на основании верности их как апостольскому вероучению И. Христа, в них сохранившемуся в неповрежденности, так и каноническому строю, образовавшемуся во времена существования нераздельной Ц. соответственно тем началам, по которым христианская Ц. на вселенских соборах исповедовалась "единою, святою, соборною (καθολική) и апостольскою". Западная же Ц. усвоила и удерживает за собою наименование католической в том смысле, что она, по выражению блаженного Августина и правил 24 и 68 карфагенского собора и по началам Священной Римской империи, основанной в IX в. Карлом Великим, должна обнимать и в состав свой включать все народы вселенной, как христианские, так и подлежащие обращению в христианство и под власть священной империи (pop alum diversum in orbem). Но западная "католическая Ц." не присваивает и не имеет основания присваивать себе наименования "православной", так как отступила от апостольского учения единой нераздельной вселенской Ц., и потому именуется "римско-католическою". В средние века христианство распространялось между разными народами миссионерами и восточной, и западной Ц. Восточная Ц., обращая к христианству народы болгарский, сербский, румынский и русский, открывала им возможность устроить свои национальные, автокефальные, поместные православные церкви; с течением времени из нее выделились также автокефальные церкви синайская, кипрская и элладская, с греческим населением. Римско-католическая Ц., с IX в. покоряя к христианству различными способами разные народности в разных странах, вводила страны эти в состав своего устройства в качестве церковных провинций, подвластных владычеству римского папы. Так покорены были под церковное главенство римского епископа Германия, Швейцария, Балтийский край, а с открытием Америки — американские страны. Равномерно и древние самостоятельные церкви Западной Европы — испанская, галликанская, ирландская и англиканская — обращены были в церковные провинции под верховным главенством римского владыки. Чрезмерная власть папы и подвластных ему прелатов возбудила в XVI в. энергический протест против нее в Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Дании и Швеции. Открылась религиозная реформация. Во время реформационного движения англиканская Ц. отложилась от Рима; в Германии, в Скандинавских странах, в Польше и в Прибалтийском крае образовались территориальные церкви евангелическо-лютеранского исповедания, с разнообразным устройством; во Франции, в Швейцарии и в некоторых местах Германии и Великобритании основались реформатские общества. Переселившиеся из Европы в Америку последователи разных вероисповеданий основали и там соответственные вероисповедные церкви и общества. Римско-католическая иерархия, потерявшая с XVI века миллионы членов из состава своей Ц., с XVII в. стала принимать меры к пропаганде владычества папы среди православных и неправославных церквей в восточных странах. Усилиями ордена иезуитов и учрежденной в 1622 г. при папском престоле Congregatio de propaganda fide устроены из совращенных в латинскую веру членов означенных церквей так назыв. униатские церкви между славянами в Юго-западной и Холмской Руси, в Галиции и Венгрии, между армянами в Турции, между сирийцами в Азии и др. В пределах России уния была постепенно упразднена. Римская иерархия и орден иезуитов старались и после реформации ΧVΙ в. развивать идею главенства папы; это развитие закончилось провозглашением в 1870 г. на ватиканском соборе догмата о непогрешимости папы. В виде протеста против нового догмата выделилась из состава римско-католической Ц. часть членов в Германии, Австрии и Швейцарии и основалась старокатолическая Ц. Из многих протестантских обществ и еванг.-лютеранской Ц. в разных странах Европы и в Америке, равно как из православной Ц. в России, в течение последних трех столетий выделились и продолжают выделяться многочисленные религиозные секты, расколы и общества, из которых некоторые именуют себя церквами. Секты и расколы являются, дробятся, изменяются, исчезают, но многие из них продолжают существовать. Таким образом, христианский мир в новейшее время не представляет из себя единой Ц. и христианская вера раздроблена на множество разнообразных вероисповеданий. Литературу о Ц. в истории см. Церковная история.

4) Ц. в области права — см. Церковное право.

М. Горчаков.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Церковь — орф. Церковь (город) Орфографический словарь Лопатина
  2. ЦЕРКОВЬ — Особый тип религ. орг-ции, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Гл. отличительные признаки Ц.: 1) наличие более или менее разработанной догматич. и культовой системы; 2) иерархич. Советская историческая энциклопедия
  3. церковь — Ц’ЕРКОВЬ (церква ·обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям ·прост.), ·жен. 1. Здание, в котором происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь. Отвести церковь под клуб. Толковый словарь Ушакова
  4. церковь — Готское – kiriko, kirko (церковь). В русском языке это слово стали широко употреблять после принятия христианства – в конце X в. Словом «церковь» первоначально называли организацию духовенства и верующих какого-либо религиозного течения... Этимологический словарь Семёнова
  5. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ (от греч. kyriake (oikia) — Божий дом) — англ. church; нем. Kirche. 1. Тип религиозной организации, соц. институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся: авторитарным централизованным иерархическим правлением... Социологический словарь
  6. церковь — це́рковь ж., род. п. це́ркви, народн. це́рква, укр. це́рква, блр. це́рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве ἐκκλησία, ναός (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ́ква, че́рква, сербохорв. цр̑ква, словен. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. церковь — 1. церковь I ж. Религиозная организация духовенства и верующих со сложной иерархической системой, осуществляющая сохранение и передачу основ вероучения, богослужения, совершения таинств; Божий дом. II... Толковый словарь Ефремовой
  8. церковь — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? церкви, чему? церкви, (вижу) что? церковь, чем? церковью, о чём? о церкви; мн. что? церкви, (нет) чего? церквей, чему? церквям и церквам, (вижу) что? церкви, чем? церквями и церквами, о чём? о церквях и о церквах... Толковый словарь Дмитриева
  9. Церковь — Ц’ерковь (греч. «экклезия» — собрание, общество созванных) — творение и духовное тело Христа (Мат.16:18 ; Еф.1:23 ; Кол.1:24). Церковь не есть новая религия, или особая религиозная (благотворительная) организация... Библейский словарь Вихлянцева
  10. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ (греч. ἐκκλησία, лат. ecclesia) – термин, обозначающий религиозное сообщество христиан и соответствующую иерархическую структуру, жизнь и деятельность которой регламентируется вероучительными и каноническими нормами... Новая философская энциклопедия
  11. Церковь — [от греч. kyriake (oikía)— божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки... Большая советская энциклопедия
  12. Церковь — Церковь, храм – здание, предназначенное для богослужений. Иногда "храмом" может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Католическая энциклопедия
  13. Церковь — 1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Краткий религиозный словарь
  14. церковь — Восходит к греческому kyrikon (в значении "господнее") от kyros – "господь". То же греческое слово легло в основу и заимствованного нами из немецкого существительного кирка (немецкое Kirche). Этимологический словарь Крылова
  15. Церковь — Есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно видеть, что к ней принадлежат не только живущие православные христиане... Библейская энциклопедия архим. Никифора
  16. церковь — Це́рковь/. Морфемно-орфографический словарь
  17. церковь — ЦЕРКОВЬ м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Толковый словарь Даля
  18. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ (греч. — kyriakon — дом Господний) — специфический тип самодеятельной и самоуправляемой религиозной организации, объединяющей единоверцев и противопоставляющей их иноверцам на основании особых вероучения и культа. Новейший философский словарь
  19. церковь — орф. церковь, -кви, тв. -ковью, мн. -кви, -квей, -квам и -квям (религиозная организация; храм) и Церковь, -кви, тв. -ковью (Божественное учреждение, богосл.; вместо Русская православная церковь); Белая Церковь (город) Орфографический словарь Лопатина
  20. церковь — -кви, род. мн. -квей, дат. -квам, ж. 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности. Православная церковь. Католическая церковь. Отделение церкви от государства. Малый академический словарь
  21. церковь — ЦЕРКОВЬ -кви; мн. церкви, церквей, церквам и церквям; ж. 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединённая общностью верований и обрядности; религия, проповедуемая такой организацией. Православная ц. Католическая... Толковый словарь Кузнецова
  22. Церковь — См. Храм. Архитектурный словарь
  23. Церковь — (греч. kyriake, букв. – божий дом) 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Словарь по культурологии
  24. Церковь — (от греч. kyriake (oikнa), буквально — божий дом), то же, что Храм. Художественная энциклопедия
  25. ЦЕРКОВЬ — ЦЕРКОВЬ ( от греч. kyriake (oikia) — букв. — божий дом) — . Большой энциклопедический словарь
  26. церковь — ЦЕРКОВЬ, кви, мн. и, ей, ам, ж. 1. Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом; религиозная община. Православная ц. Католическая ц. Протестантские церкви (напр. Толковый словарь Ожегова
  27. церковь — Общеслав. Заимств. из герм. яз., где *kirkō (ср. нем. Kirche «церковь») < греч. kyriakos (domos) «господний (дом)». Праслав. *kьrky > церковь в результате изменения k > ц, прояснения редуцированного ь в е и подравнивая им. Этимологический словарь Шанского
  28. церковь — 1) общество людей истинно верующих в Господа Иисуса Христа; 2) здание, посвященное Богу; храм. Краткий церковнославянский словарь
  29. церковь — см. >> храм Словарь синонимов Абрамова