ХАНЬ ЮЙ

ХАНЬ ЮЙ (Хань Туйчжи, Хань Чанли) [768, Хэян (современная провинция Хэнань) – 824] – китайский философ-конфуцианец, литератор. Рано осиротел, занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиньши. Был членом («доктором» – боши) Государственной академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость суждений попадал в опалу (в частности за то, что укорял императора за поклонение мощам Будды). Вместе с Лю Цзунъюанем [ЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ] был инициатором «движения за возвращение к древности» (фу гу). В литературной сфере оно вылилось в создание стиля, основанного на подражании простоте и строгости литературы эпохи Хань (206 до н.э. – 220 н.э.), а в сфере мировоззрения проявилось в попытках возрождения авторитета конфуцианской мысли. Основные сочинения – «Юань дао» («Обращение к началу дао»), «Юань син» («Обращение к началу [индивидуальной] природы»), «Юань гуй» («Обращение к началу [мира] духов»), «Ши шо» («Поучения») и другие – сведены в сборник «Чанли сяньшэн цзи» («Собрание произведений учителя Чанли»).

Хань Юй доказывал историческое первенство конфуцианства [КОНФУЦИАНСТВО], в котором «передача традиции» идет непрерывно от «совершенномудрых» правителей древности, а не от более поздних «патриархов». Учения даосизма [ДАОСИЗМ] и буддизма [БУДДИЗМ], не признающие, по его мнению, «гуманности» (жэнь [ЖЭНЬ]), а также «долга/справедливости» (и [И]), тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Подчеркивая ведущую роль «небесного предопределения» (тянь мин) в человеческой жизни (им обусловлены несчастья и благополучие), в то же время отмечал заведомую неопределимость границ компетенции Неба и человека в судьбе индивида. Признавал существование «навей и духов» как «оформленных» и имеющих «вещное бытие/наличие» «безмолвных» («беззвучных» – у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка нави (гуй) воздействуют на «[телесные] формы» вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере «звуков», т.е. чувственно воспринимаемой области бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию «доступа к Небу и духам», но отрицал присутствие сверхъестественных сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им.

Рассматривая исторический процесс как результат творчества «совершенномудрых» государей древности, Хань Юй подчеркивал их роль как культурных героев и «учителей» человечества. Путь к восстановлению идеального общественного порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, он усматривал в уничтожении даосизма и буддизма. Ликвидация их монашества, храмов и священных книг посредством императорского указа должна обеспечить возвращение Поднебесной на «путь древних правителей».

Сочинения:

1. Хань Чанли цзи (Записки Хань Чанли). Пекин, 1958;

2. Хань Юй, Лю Цзунъюань. Избранное, пер. И.Соколовой. М., 1979;

3. Chan Wingtsit (transl.). A Source Book of Chinese Philosophy. Princeton, 1963.

Литература:

1. Гусаров В.Ф. Некоторые положения теории пути Хань Юя. – В кн.: Письменные памятники Востока. 1972. М., 1977.

А.Г.Юркевич

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Хань Юй — (второе имя — Туй-чжи, прозвище — Чан-ли) (768—824), китайский философ, литератор и общественный деятель. Один из зачинателей «движения за возврат к древности» в литературе, в котором некоторые исследователи видят начало Возрождения (См. Большая советская энциклопедия
  2. ХАНЬ ЮЙ — ХАНЬ ЮЙ (768-824) — китайский философ, литератор. Один из зачинателей т. н. движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философские трактаты, эссе, стихи. Большой энциклопедический словарь
  3. Хань Юй — Хань Юй (768—824), китайский философ, литератор. Один из зачинателей так называемого движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философская лирика, эссе, жизнеописания, трактаты. Большая биографическая энциклопедия