ТРОИЦА

ТРОИЦА (греч. Τριάς, лат. Trinitas) – наименование Бога в христианстве, имеющее характер вероучительного утверждения. Представление о троичности Высшего бытия (Бога) существовало и в других религиях и философских концепциях, в частности в неоплатонизме, оказавшем значительное влияние на формирование христианского богословия. В христианстве учение о Боге-Троице имеет своей целью примирить библейское (иудейское) представление о Едином Боге с верой во Христа как Богочеловека, а поэтому оно генетически и логически связано с христологией [ХРИСТОЛОГИЯ]. Будучи ядром христианского богословия, оно не имеет отдельной канонической формулировки, но недвусмысленно выражено в Никео-Константинопольском символе веры [СИМВОЛЫ ВЕРЫ]. Его разработка принадлежит богословам патристической эпохи (4–8 вв.). Согласно учению о Троице, Единый Бог библейского Откровения троичен в Лицах: три Лица Троицы – Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть начало, или источник, Божества: Он предвечно (т.е. до начала тварного времени, в вечности, «всегда») рождает Своего Сына и изводит Своего Духа (буквально: Свое «дыхание»). Вместе с тем Сын рождаемый и Дух исходящий являются равночестными Отцу по божественному статусу. Это антропоморфное описание не указывает на некий теогонический процесс (который немыслим вне времени), но призвано обозначить внутреннюю «структуру» Божества, которое является не запредельным божественным одиночеством (в отличие от иудаизма и ислама), но «триединством», т.е. сущностным единством Трех, пребывающих между собой в отношениях совершенного равенства, исключающего какую-либо субординацию. Применяемая к Богу парадоксальная формула «один равен трем» выражает различение в нем – точнее, в нетоварном бытии Бога – сущности (или природы) и ипостасей (или лиц, личностей). Подобное различение переносится и на тварное бытие, т.е. на человеческий мир, сотворенный по образу божественного бытия, и поэтому, в свете представления о Боге-Троице, является универсальной онтологической моделью. Согласно этой модели, определение нетварного бытия Бога в терминах иной, по отношению к бытию человеческого мира, сущности (или природы) является слишком статичным и потому недостаточным для выражения динамики существования, открытого «бытию другого» (человеческие личности) и «другому бытию» (иному, сотворенному Богом). Бог, создавший иное бытие (см. Творение [ТВОРЕНИЕ]), который поэтому при всей своей сущностной самодостаточности способен на участие и любовь, не может быть «вещью в себе», т.е. существованием, замкнутым на себя. Характерное для греческой патристики [ПАТРИСТИКА]различение, с одной стороны, логического содержания сущности, или природы, Бога (λόγος φύσεος), а с другой – модуса, или способа, ее существования (τρόπος ὑπάρξεως – личностное существование) выражает внутренне со-относительный характер бытийствования божественной сущности. О том, что это различение не должно выходить за пределы онтологии, свидетельствует тот факт, что древние христианские богословы для изложения учения о Троице использовали два близких, почти совпадающих по значению греческих термина, обозначающих сущность: οὐσια и ὑπόστασις. Формула троичности гласит: в Боге одна сущность и три ипостаси. Термин «ипостась» здесь обозначает экзистенциальный, или личностный, аспект божественного бытия, которое характеризуется не только некоторым «логосом» (essentia), но и «отношением к другому» (communio). Другими словами, бытие Бога есть «бытие-в-общении». Бытие Триединого Бога имеет эк-статический характер, поскольку каждое Лицо Троицы бытийствует в модусе отношения и общения с двумя другими, ему едино-сущными и в то же время абсолютно иными «по ипостаси», экзистенциально отличными. Т.о., учение о Троице является онтологической моделью, в которой логически сопряжены единичное и всеобщее, экзистенциальное и эссенциальное. Оно определяет идеальное, телеологическое состояние человеческого социума: множество абсолютно различных человеческих личностей (=ипостасей), сотворенных по образу три-единого божественного бытия, т.е. имеющих тождественную человеческую природу и населяющих один физический (=природный) мир, должно, согласно христианскому представлению, разрешить межличностные противоречия через достижение того динамического состояния, или со-бытия, которое характеризует бытие троичного Бога как «вечное движение в любви». Из учения о Троице логически вытекает представление о человеческой личности как единичной экзистенции, характеризующейся абсолютной инаковостью по отношению к внеположному ей миру. С богословским понятием о личности генетически связано новоевропейское, в значительной степени секуляризованное, представление о человеке как суверенном индивидууме, чуждое дохристианскому античному мышлению.

А.И.Кырлежев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. троица — ТР’ОИЦА, троицы, ·жен. 1. только ед. В христианском учении — триединое божество, в котором соединяются три лица, три ипостаси: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (рел.). | Связанные единым культом три божества (рел.). Толковый словарь Ушакова
  2. ТРОИЦА — ТРОИЦА — центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных. Новейший философский словарь
  3. троица — орф. троица, -ы, тв. -ей (совокупность трех лиц, предметов; Бог троицу любит) и Троица, -ы, тв. -ей (триединый Бог у христиан; праздник) Орфографический словарь Лопатина
  4. троица — См. три Толковый словарь Даля
  5. ТРОИЦА — (греч. trias, лат. trinitas) — 1) в христианском богословии специфич. обозначение бога. Согласно догмату о Т., бог обладает единой сущностью, но тремя лицами (ипостасями): бог-отец, бог-сын (Логос, или "Слово") и св. дух; все лица... Советская историческая энциклопедия
  6. Троица — Богословский термин, выражающий отличительное содержание христианского понятия о Боге. Учение о Т. представляет первый догмат, установленный церковью в течение первых веков христианства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. троица — Тр/о́/иц/а. Морфемно-орфографический словарь
  8. троица — -ы, ж. 1. рел. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином боге, существующем в трех лицах; триединое божество (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой). 2. Народное название троицына дня. На троицу в нашем приходе был престольный праздник. Малый академический словарь
  9. троица — тро́ица др.-русск., ст.-слав. троица Τριάς (Супр.). Калька греч. Τριάς, далее см. тро́е. Отсюда произведено местн. н. Тро́ицк, в Оренб. губ, основан на троицу в 1743 г.; см. Унбегаун, RЕS 16, 67. Этимологический словарь Макса Фасмера
  10. троица — ТРОИЦА -ы; ж. 1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Дух Святой). Толковый словарь Кузнецова
  11. Троица — Название этого христианского праздника было образовано в старославянском языке по методу кальки с греческого trias. Этимологический словарь Крылова
  12. Троица — I Тро́ица (греч. triа́s, лат. trinitas) специфического обозначение бога в христианской теологии. Согласно одному из основных догматов христианства, бог един по своей сущности, но существует как три личности («лица», «ипостаси»): бог-отец... Большая советская энциклопедия
  13. Троица — о. см. Ян-Майен Топонимический словарь
  14. Троица — Один из основных догматов христианства. Сущность понятия троицы заключается в том, что бог един по своей сущности, но существует в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Дух святой. Термин появился в конце II века н.э., учение о Троице развито в III веке... Краткий религиозный словарь
  15. ТРОИЦА — ТРОИЦА — один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в... Большой энциклопедический словарь
  16. троица — 1. троица ж. Трое, связанные друг с другом какими-либо отношениями. 2. Троица I ж. Центральный христианский догмат о триедином Боге, утверждающий существование Бога в трёх ипостасях, лицах: Отец, Сын, Святой Дух; Пресвятая Троица. II... Толковый словарь Ефремовой
  17. ТРОИЦА — ТРОИЦА (от лат. trinitas — троица) — англ. Trinity(1)/Whitsun(2)/ Whitsunday; нем. Dreieinigkeit. 1. Основной догмат христианства, согласно к-рому Бог един и существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос), Бог-Дух Святой. Социологический словарь
  18. троица — ТРОИЦА, ы, ж. 1. (Т прописное). В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Т. 2. (Т прописное). Толковый словарь Ожегова
  19. ТРОИЦА — (греч. Τριάς, «триада», лат. Trinitas) в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса... Мифологическая энциклопедия
  20. Троица — (греч. «триада», лат. Trinitas), в христианском богословии Бог, сущность Которого едина, но бытие Которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса... Словарь по культурологии