ТРОИЦА

(греч. Τριάς, «триада», лат. Trinitas)

в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа святого -«животворящего» начала. Само по себе учение о том, что на божественном уровне бытия троичность и единичность оказываются в каком-то смысле тождественными, не специфично для христианства; это устойчивый мотив самых различных религиозно-мифологических систем (ср. ТРИМУРТИ- триединство Брахмы, Шивы. и Вишну — в индуистской мифологии; многочисленные группировки божеств по 3 или по 9=3Х3 — в египетских мифах и культах; образы 3 мойр, 3 или 9 муз, трехликой Гекаты — в греческой мифологии; «семейные» триады Юпитер — Юнона — Минерва и Церера — Либера — Либер — в римском культе и т. п.). Однако ипостаси или лица христианской Т. — не взаимозаменимые двойники или маски единой безличной стихии, их единство не есть ни рядоположность, ни слитность, неразличенность личностей, не до конца вычленившихся из родовой бессознательности политеистического божественного коллектива; напротив, они проницаемы друг для друга лишь благодаря полному личному самостоянию и обладают самостоянием только благодаря полной взаимной прозрачности, ибо эта проницаемость есть чисто личное отношение любви. Различие между триадами язычества и Т. христианства — это различие между взаимопереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом (именно диалог, тихая беседа без слов до конца раскрытых друг другу в жертвенной самоотдаче собеседников — тема «Т.» Андрея Рублева). Т. в христианстве не есть и последовательность нисходящих ступеней абсолюта, какова философская триада неоплатонизма; все три лица «равночестны». Все они участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формуле: все от Отца (ибо наделено от него бытием), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает от него жизненную целостность). Нередки аналогии с 3 грамматическими лицами (завершение Ты и Я в Он), 3 способностями души (памятью, мыслью и любовью), тройным делением времени (прошедшее, настоящее и будущее). По православной доктрине, 3-я ипостась «исходит» от 1-й, как единственной бытийственной праосновы, по католической — от 1-й и 2-й, как реальность соединяющей их любви.Т. долго не была предметом изображения в искусстве; теология настаивала на том, что бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; все прочее — предосудительные фантазии. Однако явление трех ангелов Аврааму, изображенное еще на мозаиках 5-6 вв. (Санта-Мариа Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне), истолковывается как явление Т.; так возникает иконографический тип «Т. ветхозаветной», доведенной до совершенства художником Андреем Рублевым.С другой стороны, еще в Византии изображали, сначала робко (не на фреске или на иконе, но на миниатюре) т. н. «Т. новозаветную» — Отца в виде старца, Христа как отрока на его лоне (этот тип специально называется «Отечество») или взрослого мужа, сидящего по правую руку от него, и Духа — над ними обоими в виде голубя, как он явился, согласно Евангелиям, в момент крещения Иисуса Христа. Несмотря на запрещения, эта иконография широко распространилась на русской почве в последние века допетровской культуры. Что касается католического Запада, там изображения седовласого Саваофа и Христа, которые в присутствии реющего голубем Духа участвуют в некоем торжественном акте (например, присутствуют при диспуте теологов на фреске Рафаэля в Станца делла Сеньятура в Ватикане, возлагают венец на голову девы Марии, приемлют в небеса душу того или иного святого или просто являются созерцателю религиозной картины или фрески для поклонения), делаются со времен Ренессанса все более частыми. Еще раньше, с 12 в., в западном искусстве развивается специальный тип изображения Т., акцентирующий сострадание Отца к мукам воплотившегося Сына: он держит перед собой, восседая на престоле, Христа на кресте, кладет себе на колени его безжизненное тело и т. п. (нем. «Gnadenstuhl», «престол милосердия»), Столь важные моменты христианской доктрины, как «едино-сущие» трех лиц и их равенство, «равночестность», оказываются при этом утраченными (очевидно, например, что Дух в виде голубя не может быть художественно равнозначным двум другим лицам Т., представленным в человеческом облике); для Рублева, напротив, именно они служили вдохновляющей темой. С. С. Аверинцев.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ТРОИЦА — ТРОИЦА (греч. Τριάς, лат. Trinitas) – наименование Бога в христианстве, имеющее характер вероучительного утверждения. Представление о троичности Высшего бытия (Бога) существовало и в других религиях и философских концепциях... Новая философская энциклопедия
  2. троица — ТР’ОИЦА, троицы, ·жен. 1. только ед. В христианском учении — триединое божество, в котором соединяются три лица, три ипостаси: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (рел.). | Связанные единым культом три божества (рел.). Толковый словарь Ушакова
  3. ТРОИЦА — ТРОИЦА — центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных. Новейший философский словарь
  4. троица — орф. троица, -ы, тв. -ей (совокупность трех лиц, предметов; Бог троицу любит) и Троица, -ы, тв. -ей (триединый Бог у христиан; праздник) Орфографический словарь Лопатина
  5. троица — См. три Толковый словарь Даля
  6. ТРОИЦА — (греч. trias, лат. trinitas) — 1) в христианском богословии специфич. обозначение бога. Согласно догмату о Т., бог обладает единой сущностью, но тремя лицами (ипостасями): бог-отец, бог-сын (Логос, или "Слово") и св. дух; все лица... Советская историческая энциклопедия
  7. Троица — Богословский термин, выражающий отличительное содержание христианского понятия о Боге. Учение о Т. представляет первый догмат, установленный церковью в течение первых веков христианства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. троица — Тр/о́/иц/а. Морфемно-орфографический словарь
  9. троица — -ы, ж. 1. рел. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином боге, существующем в трех лицах; триединое божество (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой). 2. Народное название троицына дня. На троицу в нашем приходе был престольный праздник. Малый академический словарь
  10. троица — тро́ица др.-русск., ст.-слав. троица Τριάς (Супр.). Калька греч. Τριάς, далее см. тро́е. Отсюда произведено местн. н. Тро́ицк, в Оренб. губ, основан на троицу в 1743 г.; см. Унбегаун, RЕS 16, 67. Этимологический словарь Макса Фасмера
  11. троица — ТРОИЦА -ы; ж. 1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Дух Святой). Толковый словарь Кузнецова
  12. Троица — Название этого христианского праздника было образовано в старославянском языке по методу кальки с греческого trias. Этимологический словарь Крылова
  13. Троица — I Тро́ица (греч. triа́s, лат. trinitas) специфического обозначение бога в христианской теологии. Согласно одному из основных догматов христианства, бог един по своей сущности, но существует как три личности («лица», «ипостаси»): бог-отец... Большая советская энциклопедия
  14. Троица — о. см. Ян-Майен Топонимический словарь
  15. Троица — Один из основных догматов христианства. Сущность понятия троицы заключается в том, что бог един по своей сущности, но существует в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Дух святой. Термин появился в конце II века н.э., учение о Троице развито в III веке... Краткий религиозный словарь
  16. ТРОИЦА — ТРОИЦА — один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в... Большой энциклопедический словарь
  17. троица — 1. троица ж. Трое, связанные друг с другом какими-либо отношениями. 2. Троица I ж. Центральный христианский догмат о триедином Боге, утверждающий существование Бога в трёх ипостасях, лицах: Отец, Сын, Святой Дух; Пресвятая Троица. II... Толковый словарь Ефремовой
  18. ТРОИЦА — ТРОИЦА (от лат. trinitas — троица) — англ. Trinity(1)/Whitsun(2)/ Whitsunday; нем. Dreieinigkeit. 1. Основной догмат христианства, согласно к-рому Бог един и существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос), Бог-Дух Святой. Социологический словарь
  19. троица — ТРОИЦА, ы, ж. 1. (Т прописное). В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Т. 2. (Т прописное). Толковый словарь Ожегова
  20. Троица — (греч. «триада», лат. Trinitas), в христианском богословии Бог, сущность Которого едина, но бытие Которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса... Словарь по культурологии