СЕНЕКА

СЕНЕКА (Seneca) Луций Анней (1 до н.э./1 н.э., Кордуба, Испания – 65 н.э., Рим) – римский государственный деятель, философ-драматург. Сын Сенеки Старшего (известного ритора) в молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме [СТОИЦИЗМ]у Аттала и Сотиона (см. Секстий [СЕКСТИЙ]);значительное влияние на него оказали сочинения Посидония [ПОСИДОНИЙ](в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику (41); после возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой. До нас дошли т.н. «Диалоги» – 10 небольших морально-наставительных трактатов («О промысле», «О постоянстве мудреца», «О гневе», «О досуге», «О блаженной жизни», «О спокойствии души», «О скоротечности жизни» и три «Утешения» – к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64; трактаты «О снисходительности» (ок. 55–56) в 2 кн., «О благодеяниях» (ок. 56–64) в 7 кн., 124 «Нравственных письма к Луцилию» (закончены в 64) и трактат «Исследования о природе» (63–64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония. Ряд трактатов сохранился во фрагментах («О браке», «О суеверии» и др.). В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. Сочинения его важны в доксографическом отношении, а их литературные достоинства имеют самостоятельное значение.

Сенека является ключевым представителем Поздней Стои, реализовавшим основные тенденции эволюции учения. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего «я»: философия – «лекарство» для души (Ер. 117, 33); она «учит делать, а не говорить» (Ер. 20, 2). Логика – вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, но никакая теория не делает человека лучше (Ер. 88). Сенека – последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики (Ер. 117) и онтологии (Ер. 65). В психологии он следует Панэтию и Посидонию, но к психологическому дуализму у него присоединяется заметный дуализм души и тела в духе Филолая и Платона: тело – оковы и темница души и т.п. (Ad Helv. 11, 7; Ер. 65, 16–24; 79,12). В области теории он несистематичен и непоследователен; его своеобразие – в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio (Ер. 41, 3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон.

Излюбленная тема Сенеки – «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет» (Ер. 107, 11). Мудрец Сенеки обладает «величием души»; он не лишен чувств, но недоступен аффекту («апатия» как «несогласие» на аффект – Ер. 9, 1 сл.). Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянство» (constantia, tranquillitas anirni = ἀπάθεια, εὐπάθεια – De const. sap. passim; Ер. 9, 1–2; 35, 4; 67, 2; 10; 71, 35). Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: «Будь благ – этим ты достаточно почтишь богов» (Ер. 95, 5). Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ер. 103, 3; 105, 7 cf. 47, 11). Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве Сенеки с ап. Павлом (а также их «переписку», широко известную уже в 4 в.). В Средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении.

Тексты:

1. Opera quae supersunt, vol. I–III, ed. E.Hermes et. al. Lipsiae, 1905–14;

2.  Seneca, vol. 1–10. L., 1970–79;

3.  Epistulae Morales ad Lucilium, ed. L.D.Reynolds, vol. 1–2. Oxf., 1965;

4. Dialogorum Libri Duodecim, ed. L.D.Reynolds. Oxf., 1977;

5. Questions Naturelles, texte établi et. trad. par P.Oltramare, vol. 1–2. P., 1929;

6. Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam (quae vocantur), ed. Cl.W.Barlow. Roma. 1938;

7. в рус. пер.: О провидении, пер. В.Стовик и В.Стейн. Керчь, 1901;

8. Утешение Марции,– В кн.: Браш М. Классики философии, I. СПб., 1907, с. 311–330;

9. О постоянстве мудреца, пер. Л.А.Чернышевой. – В кн.: Историко-философский ежегодник-87. М., 1987, с. 196–216;

10. Нравственные письма к Луцилию, пер. С.А.Ошерова. М., 1977;

11. Трагедии, пер. С.А.Ошерова. М., 1983;

12. О природе и другие трактаты, пер. Τ.Ю.Бородай. СПб., 1999.

Литература:

1. Краснов П.И. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895;

2. Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л.Аннея Сенеки (философа) и отношение их к христианству. Киев, 1906;

3. Gentile M. I fondamenti metafisici della morale di Seneca. Mil., 1932;

4. Montinari M. La metafisica nel pensiero di Seneca. Napoli, 1937;

5. Grimal P. Sénèque. Sa vie, son oeuvre, sa philosophie. P., 1948, 2 ed. 1957;

6. D’Agostino V.Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950, 2 ed. 1962;

7. Ganss W. Das Bild des Weisen bei Seneca. Freiburg (Schw.), 1952;

8. Lana I. Lucio Anneo Seneca. Torino, 1955;

9. Campese L. Seneca e l’epicureismo. Benevento, 1960;

10. Sevenster J. Paul and Seneca. Leiden, 1962;

11. Trillitzsch W. Senecas Beweisführung. В., 1962;

12. Bodson A. La morale sociale des derniers stoïciens. Sénèque, Epictète et Marc Aurèle. P., 1967;

13.  Timothy H. The tenets of stoicism, assembled and systematized from the works of L.Annaeus Seneca. Amst., 1973;

14. Griffin M.T. Seneca, a philosopher in politics. Oxf., 1976;

15. Chaumartin F.-R. Le «De beneficiis» de Sénèque, sa signification philosophique, politique et sociale. Lille, 1985;

16. Rist J.M. Seneca and stoic orthodoxy. – ANRW II 36,3. B. – N. Y., 1989, p. 1993–2012;

17. Motto A., Clark J. Seneca. A critical bibliography, 1900–1980. Amst., 1989.

А.А.Столяров

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Сенека — I Се́не́ка Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) [около 4 до н. э., Кордуба (Кордова), — 65 н. э., Рим], римский политический деятель, философ и писатель. Большая советская энциклопедия
  2. Сенека — СЕНЕКА Люций Анней (Lucius Annaeus Seneca, ок. 4 н.э. — 65) — римский философ и поэт. Р. в Испании в г. Кордубе (теперь Кордова) и принадлежал к цензовым слоям «всадников». В Риме... Литературная энциклопедия
  3. СЕНЕКА — Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) — рим. философ, писатель, политич. и гос. деятель. Квестор в 33. В 41-49 — в ссылке на Корсике (по-видимому, в результате происков жены имп. Клавдия Мессалины). В 49 — претор, в 57 — консул. Советская историческая энциклопедия
  4. Сенека — Сенека Орфографический словарь. Одно Н или два?
  5. Сенека — • Senĕca 1. Annaeus Seneca (praenomen его неизвестно), ритор из г. Кордубы в Испании (жил приблизительно от 54 г. до Р. X. до 39 г. от Р. X. Словарь классических древностей
  6. СЕНЕКА — СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4-65) — древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор своего времени. Новейший философский словарь
  7. Сенека — 1) Луций Анней С., известный также под прозванием ритора, отца и старшего, уроженец Кордубы (родился около 54 до Р. Хр., умер около 39 г. по Р. Хр. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона