СЕН-СИМОН

СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Анри-Клод де Рувруа (17 октября 1760, Париж – 19мая 1825, Париж)– французский социолог, один из родоначальников социализма. Происходил из знатного рода, получил образование под руководством д’Аламбера. Участвовал добровольцем в борьбе за независимость североамериканских колоний; во время Французской революции на некоторое время примкнул к якобинцам; неоднократно был на краю разорения и гибели и был спасен друзьями и близкими.

Основные произведения: «Письма женевского обитателя к своим современникам» (Lettres d’un habitant de Genève a ses contemporains, 1803), «Введение к научным трудам XIX в.» (Introduction aux travaux scientifiques au XIX siècle, 1808), «Индустрия» (L’industrie, v. 1–4, 1818), «Организатор» (L’organisateur, livr. 1–2, 1819–20), «О промышленной системе» (Du système industriel, pt. 1–3, 1821–22), «Катехизис промышленников» (Catéchisme des industriels, 1–4, 1823–24), «Новое христианство» (Nouveau Christianisme, 1825).

Уже в ранних работах развивал идеи разделения общества на три основных класса: класс мудрецов (представители либеральных профессий и артисты), класс собственников и консерваторов и, наконец, класс эгалитариев, или народ. Духовной властью должны обладать исключительно люди науки, ученые, воспитывающие подрастающее поколение. Новой, научной религией должен стать «физицизм», а негативный моральный принцип («не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой») должен смениться принципом позитивным и активным – «каждый человек должен трудиться».

В дальнейшем Сен-Симон перешел от физицизма к созданию концепции «социальной физиологии». Либерализму как политической силе, основанной на собственности и капитале, а также власти класса логистов, защищающих права собственников, Сен-Симон противопоставляет идею индустриализма как продуктивной силы общества. Он говорит о противоположности между старым феодальным обществом, основанном на воинской доблести, а потому аристократическом и теологическом, и обществом современным, носящим сугубо экономический и индустриальный характер, имеющим целью создание возможно большего количества благ для трудящегося и производящего класса. Между двумя этими состояниями общества Сен-Симон выделяет промежуточную фазу, в которой господствует дух абстракции и метафизики (эта идея трех состояний общества в дальнейшем будет развита О.Контом). Цель современного общества – экономический прогресс – может быть достигнута при наилучшем применении знаний, полученных в науках, искусствах и ремеслах. С энтузиазмом и оптимизмом относясь к машинному производству, Сен-Симон стремится связать развитие крупной промышленности и научную организацию общества с возможностью подлинной человеческой эмансипации.

Разделяя живущих в обществе индивидов на трудящихся, производителей и людей праздных, Сен-Симон считает, что только производители имеют право называться подлинными гражданами общества, собственники же – только в том случае, если они трудятся. Производители должны занять главенствующее место в обществе, потеснив военных, рантье и чиновников. В будущем обществе воцарятся абсолютная свобода и полное равенство, этому будет способствовать проповедь «нового христианства» – братства всех людей, любви и милосердия.

Идеи Сен-Симона оказали большое влияние на развитие социальной философии 19 в.; его проект научной организации общественного труда, мысль об обязательности труда, индустриалистская программа были восприняты и развиты в более поздних социалистических доктринах.

Сочинения:

1. Oeuvres, t. 1–47. P., 1865–78;

2. в рус. пер. – Собр. соч. М.–П., 1923;

3. Избр. соч., т. 1–2. М.–Л., 1948.

Литература:

1. Волгин В.П. Сен-Симон и сен-симонизм. М., 1961;

2. Fournel H. Bibliographie saint-simonienne. P., 1833;

3. Ansart P. Saint-Simon. P., 1969;

4. Sociologie de Saint-Simon. P., 1970.

M.M.Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. сен-симон — СЕН-СИМОН а, м. Сен-Симон, утопический социалист начала 19 в. Наиболее известный фр. утопист, символ утопического социального мечтателя. Поэт Самойлов прав, в провинции любых времен Был свой уездный Сен-Симон. Ю. Давыдов Бестселлер. // Знамя 2000 8 39. Словарь галлицизмов русского языка
  2. Сен-Симон — СЕН-СИМОН Луи де Руврэ, герцог (Louis de Rouvroy duc de Saint-Simon, 1676—1755) — французский мемуарист. Р. в Париже, в семье вельможи. Служил в армии, но рано вышел в отставку (1702). Литературная энциклопедия
  3. Сен-Симон — I Сен-Симо́н (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, — 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством Д'Аламбера получил домашнее образование. Большая советская энциклопедия
  4. СЕН-СИМОН — СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760- 1825) — французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов — «Промышленная система», «Новое христианство». Новейший философский словарь
  5. СЕН-СИМОН — Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (17.10.1760, Париж-19.05.1825, там же) — французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Социологический словарь
  6. СЕН-СИМОН — 1. (Saint-Simon), Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy), де (17.Х.1760 — 19.V.1825), граф, — франц. мыслитель, социолог, социалист-утопист. Род. в аристократич. семье. Советская историческая энциклопедия
  7. СЕН-СИМОН — СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (1760-1825) — граф, французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. Большой энциклопедический словарь