ПОСИДОНИЙ

ПОСИДОНИЙ (Ποσειδώνιος) из Апамеи (ок. 135 до н.э., Апамея, Сирия – ок. 50 до н.э., Родос ?) – ученик Панэтия [ПАНЭТИЙ], крупнейший представитель Средней Стои и наиболее универсальный представитель стоицизма [СТОИЦИЗМ]наряду с Хрисиппом [ХРИСИПП]. В ранней молодости учился в Афинах у Панэтия. Впоследствии переехал на Родос и открыл свою школу, популярную у молодых римлян (Посидония посещали Цицерон и Помпей).

По названиям известны: 1. (физика) «Физическое рассуждение», «О космосе», «Основы метеорологики», «О небесных явлениях», «О судьбе»; 2. (теология, мантика) «О героях и демонах», «О гадании»; 3. (психология) «О душе», «О страстях»; 4. (логика) «О критерии», «Об исследовании вообще против Гермагора», «Введение о слоге», «О связках»; 5. (этика) «Этическое рассуждение», «О гневе», «О добродетелях», «О надлежащем»; 6. (точные науки и естествознание) «Против Зенона Сидонского», «О величине солнца», «О высказываниях Гомера и Арата о математике», «Об океане», «Перипл»; 7. (история и этнография) «История после Полибия в 52 кн.», «История Помпея», «Тактика»; 8. протрептики и 9. письма. Кроме того, ему приписываются сочинения «О пустоте», «О птицегадании», «Письма к Туберону», «История Марцелла» и комментарии на платоновские «Тимей», «Федр» и «Парменид». Бóльшую часть фрагментов (всего свыше 300 в издании Edelstein – Kidd) нельзя с уверенностью отнести к тому или иному сочинению; применительно к Посидонию особенно остро стоит проблема аутентичности текстов: конечная картина его учения зависит от их подбора.

Разделяя методологические посылки Панэтия [ПАНЭТИЙ], Посидоний стремился черпать истину везде – у Аристотеля (проблема причин), у Платона (психология), у киников (этика), у Пифагора. Логика низводится им на уровень общей пропедевтики, методы логики и точных наук – лишь средство для построения и проверки любой теории. Посидоний (как и Дионисийиз Кирены) считал достоверным знание, полученное аналитическим путем, а конечным критерием – «здравый», или «верный», логос (42 Edelstein–Kidd): к его сфере относятся математические понятия и те «общие представления», которые нельзя вывести из опыта. Доказательность силлогизма основана на формальной корректности (т.е. сводимости к одной из простейших логических аксиом) (191). Логика и точные науки не занимаются исследованием сущего и в строгом смысле не являются частью философии (28). Чтобы знать сущее, надо знать его причины: поэтому «этиология» приобретает особую важность, а теория познания становится органической частью учения о первопричинах (90) в перипатетическом духе.

Физические воззрения Посидония достаточно традиционны (хотя границы физики он сильно расширил за счет прикладных дисциплин – геологии, ботаники, зоологии, географии и этнографии): космос – «система из неба, земли и того, что на них находится» (14), образующаяся из четырех «элементов», разумное живое существо, шарообразное, окруженное пустотой извне (6; 8). Бог – «мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему» (100; 121), Зевс и Логос (5). Посидоний вернулся и к ортодоксальной догме «воспламенения» (23), отвергнутой Панэтием [ПАНЭТИЙ]; признавал бессмертие душ (до «воспламенения» – 108; 110). Вместе с тем, возможно, впервые в истории стоической догматики он предложил понимать «начала» как умопостигаемые принципы организации сущего, выделяемые лишь «мысленно» (έπινοίᾳ μόνον– 92). Распространенное в 1-й пол. 20 в. мнение, что Посидоний использовал платоновское учение об идеях и пифагорейскую числовую мистику, не находит убедительного подтверждения в аутентичных текстах. Так же обстоит дело и с мнимой абсолютизацией мировой симпатии космической [СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ]: эта концепция лишь косвенно присутствует в естественнонаучных изысканиях Посидония и в традиционном учении о промысле, судьбе и мантике (включая астрологию, которой он увлекался, вероятно, больше, чем кто-либо из стоиков).

В антропологии и психологии Посидоний принял новации учителя, «отошел от Хрисиппа и следовал скорее Аристотелю и Платону» (144), отвергнув и Хрисиппову схему (страсть = суждение), и Зенонову (страсть = эпифеномен суждения). В алогической способности души Посидоний выделил две разновидности: «пылкую» (θυμοειδές) и «вожделеющую» (ὲπιθυμητικόν), из которых происходят страсти (34). Низшая ступень (φύσις) обладает «вожделеющей» способностью; одушевленные существа (ступень ψυχή) пользуются еще и «пылкой». Состоящее из этих двух способностей «алогическое» начало, гармонически объединяясь с разумным (λογιστική ὰρχή), образует человеческую душу (33). В определении души использовалось, возможно, пифагорейское понимание души как гармонии (141 а).

По мысли Посидония, построение этики (определение цели и блага, аксиология и др.) зависит от правильного понимания способностей души (150 ab): низшая означает стремление к наслаждению, вторая – к господству и обладанию, третья, разумная, – к нравственной красоте (160). «Первичны» все способности души: τρία οὶκειώσεις – к наслаждению, к обладанию и к нравственно-прекрасному (158; 160; 168). Главная задача этики – нравственное воспитание, подчинение аффективного начала (τὸ παθητικὸν τῆς ψυχῆς) требованиям разума (31). Конечная цель: жить, созерцая истину и стремясь ничего не совершать по велению неразумной части души (Cl. Al. Strom. II 21, 129).

Место «мудреца» занимает «продвигающийся», для которого воспитание тождественно обретению четырех традиционных добродетелей с предпочтением «величия души» (170; 180). Подобно Панэтию и Гекатону [ГЕКАТОН], Посидоний расширил сферу блага за счет «первичного по природе» (и даже просто «внешних» благ– 171; 173). К теории «обязанностей» Посидоний, возможно, добавил раздел о соотношении прекрасного и полезного, в частности о «надлежащем по обстоятельствам» (41 а, с). Особое значение приобрела паренетическая часть этики, в которой Посидоний выделял описание добродетелей и пороков с их причинами, т.н. «этологию». Идеал нравственного совершенства изображен в культурно-исторической утопии, восходящей к «Государству» Платона и представлениям о «золотом веке»: задача философии – вернуть человечество в состояние исходной чистоты (Sen. Ер. 90=284). Во вспомогательных занятиях историей и этнографией Посидоний, вслед за Полибием и Панэтием, ставил в центр историческую миссию Рима, связывая с ней надежды на нравственное возрождение человечества.

Универсализм Посидония был одной из главных причин его влияния: печать посидонианства лежит на всей «римской философии» 1 в. до – 1 в. н.э., особенно это заметно у Цицерона и Сенеки. Однако характерный для 1-й пол. 20 в. взгляд на Посидония как на идейного предтечу неоплатонизма в настоящее время находит мало сторонников. В отличие от ближайших учеников Зенона, Хрисиппа или Панэтия ученики Посидония (Ясон, Фаний, Асклепиодот, Леонид Родосский) оказались третьестепенными фигурами.

Фрагменты:

1. Posidonius. The fragments, ed. by L.Edelstein and I.G.Kidd, vol. 1–2. Leiden–Cambr., 1972–88; 2 ed. Cambr., 1989;

2. Poseidonios, Die Fragmente, hrsg. von W.Theiler, Bd. 1–2. B.–N.Y., 1982.

Литература:

1. Jaeger W. Nemesios von Emesa. Quellenuntersuchungen zum Neuplatonismus und seinen Anfangen bei Poseidonios. В., 1914;

2. Reinhard К. Poseidonios, Münch., 1921;

3. Heinemann I. Poseidonios' metaphysische Schriften, Bd. 1–2. Breslau, 1921–28;

4. Edelstein L. The philosophical system of Posidonius. – «American Journal of Philology», 57, 1936;

5. Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The Basis of stoic physics. Amst., 1961;

6. Laffranque M. Poseidonios dApamée. P., 1964;

7. Kidd I.G. Posidonian Methodology and the Self-Sufficiency of Virtue. – Aspects de la Philosophie Hellénistique. Neuf Exposés suivis de Discussions. Entrétiens préparés et présidés par H.Flashar et O.Gigon. Vandoeuvres–Gen., 1986, p. 1–28;

8. Lasserre F. Abrégé inédit du Commentaire de Posidonios au «Timée» de Platon. – Protagora, Antifonte, Posidonio, Aristotele. Saggi su frammenti inediti e nuove testimonianze da papiri. Firenze, 1986, p. 71–127;

9. Lévy С. De Chrysippe a Posidonius: variations stoiciennes sur le théme de la divination. – Oracles et prophéties dans l'antiquité. Actes du colloque de Strasbourg 15–17juin 1995, ed. J.-G.Heintz. P., 1997, p. 321–343;

10. Whittaker J. Varia Posidoniana. – «Échos du Monde classique. Classical Views» 41, 1997, p. 305–315.

A.A.Столяров

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Посидоний — (Poseidonios) (около 135 до н. э., Апамея, Сирия, — 51 до н. э., Рим), древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель т. н. Средней Стои. Был главой школы на острове Родос; соединил Стоицизм с Платонизмом. По энциклопедизму... Большая советская энциклопедия
  2. ПОСИДОНИЙ — (Poseidonos) (ок. 135 — ок. 51 до н.э.) — др.-греч. философ-стоик, историк. Ему принадлежит "История" в 52 кн., являющаяся продолжением труда Полибия (в ней изложены события от 146 до 80-х гг. 1 в. до н.э.). П. считал, что Рим. республика 2-1 вв. до н.э. Советская историческая энциклопедия
  3. Посидоний — (2 Мак 14:19) — один из посланников Никанора, военачальника сирийского царя Димитрия, которых он посылал к Иудеям с мирными предложениями, во дни Иуды Маккавея. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. Посидоний — I. • Posidonĭas, Ποσειδωνιάς см. Φυλή, Фила, 1. II. • Posidonĭus, Ποσειδώνιος 1. стоический философ из Александрии и ученик Зенона; 2. из Апамеи в Сирии, но обыкновенно по своему пребыванию на Родосе называемый Родосским, также стоик, родился ок. 135... Словарь классических древностей
  5. Посидоний — Математик и астроном, родился в Апамее в Сирии в 135 г., умер в Риме в 50 г. до Р. Хр. Жил долго в Родосе. Был учителем Цицерона. Известен второй попыткой определить размеры земного шара (первая принадлежит Эратосфену). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. ПОСИДОНИЙ — ПОСИДОНИЙ (ок. 135-51 до н. э.) — древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель Средней Стои, Глава школы на о. Родос; учитель Цицерона. Соединил стоицизм с платонизмом. Большой энциклопедический словарь